Жукова Марина Марксовна
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР
По сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?»
Развитие связной речи ребенка – это один из главных факторов, влияющих на становление личности младшего школьника. Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А. Г. Арушанова, М. И. Лисина, А. Г. Рузская и др.)
Публикация «Формирование грамматического строя речи у детей с ОНР по сказке В, Г, Сутеева „Это что за птица?“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сутеев В.Г.
- Темочки
Овладение связной речью как средством познания и способом общения является весомым достижением ребенка. Главной задачей развития речи ребенка в дошкольном возрасте является овладение языковыми средствами общения: словарным запасом; грамматическим строем языка; практическим умением пользоваться усвоенным языковым материалом; полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать свою мысль.
У детей с ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Грамматические формы словоизменения, словообразования, типы предложений появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова)
Отечественные исследователи (Н. А. Чиркина, Т. Б. Филичева, Н. К. Усольцева) в своих трудах подчеркивают, что формирование речи в логопедической работе с детьми, имеющими ОНР, приобретает особое значение по причине особенностей структуры дефекта, и поэтому становится сложной задачей, превращающейся в главную конечную цель всего коррекционного процесса, которая представляется трудно достижимой и требует от логопеда и родителей длительной кропотливой работы.
Цель данной статьи – описать специфику формирования грамматического строя речи у детей с ОНР по сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?»
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая. Однако, по моему мнению, этого мало. Игру нужно подкрепить наглядностью и сказкой. Материал, изложенный в занимательной форме – в виде сказки, позволяет активнее заинтересовать ребенка. Внимание ребенка во время чтения сказки сосредотачивается на движениях сюжета, которые тесно связаны с определенными грамматическими правилами. Для формирования грамматического строя речи дошкольников с ОНР предлагаю использовать сказку В. Г. Сутеева «Это что за птица?». В качестве иллюстраций к данной сказке целесообразно использовать рисунки самого В. Г. Сутеева.
Далее предлагаю рассмотреть несколько упражнений для формирования навыков словообразования притяжательных прилагательных на материале сказки В. Г. Сутеева «Это что за птица?».
Дидактическая игра «Чья?» Чьи?»
Перед дошкольниками необходимо расположить иллюстрации к сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?», на которых нарисован Гусь с «чужими» частями тела.
Инструкция: Посмотрите на рисунки и ответьте на вопросы: «Чья шея?», «Чьи крылья?», «Чей клюв?» и т. д.
Дидактическая игра «Шаловливый ветер»
Детям предлагаются иллюстрации к сказке В. Г. Сутеева «Это что за птица?». Слева размещены все персонажи сказки, которые менялись с гусем разными частями тела, а справа – эти части тела, которыми они менялись.
Инструкция: Посмотри на части тела этих птиц и определи, чьи они.
Таким образом, считаю, что дидактическая игра в комплексе с иллюстрациями и сказками, позволит эффективно формировать грамматический строй речи у дошкольников с ОНР.