Чиркова Галина Викторовна
Методическая разработка «Картотека игр по социально-коммуникативному развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по социально-коммуникативному развитию, в том числе для групп,в которые включены дети с ОВЗ (инвалиды)
Если ребенок- инвалид принимает участие в игра, педагог предлагает ему условия, адаптированные под его уровень возможностей, например сказать не фразу целиком, а слово (дети с нарушениями слуха).Если ребенок с особенностями зрительного восприятия, тогда вначале ему предлагается ощупать предмет, партнера и т. д. Для неговорящих детей предлагаются пиктограммы и картинки, заранее подготовленные педагогом для каждой игры, в которой будет участвовать ребенок. Приветствуется изготовление коммуникационной карты (плана) для каждой игры, если ребенку она требуется.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
1. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПАРТНЁРУ ПО ОБЩЕНИЮ
· «Кто говорит?»
Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие.
Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети зовут его по имени. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.
· «Угадай, кто это»
Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.
· «Комплименты»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам, воспитывать интерес к партнеру.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
· «Закончи предложение»
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребё нок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня….
2. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВХОДИТЬ В КОНТАКТ, ВЕСТИ ДИАЛОГ
· «Разговор по телефону»
Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).
· «Вопрос – ответ»
Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т. д. (“Как тебя зовут?” — “Катя”. “Кто твой друг” — “Рома” и т. д.).
· «Прощай»
Цель: учить детей выходить из контакта, используя доброжелательные слова и интонации, обогащение словарного запаса детей.
Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо
т. д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
· «Здороваемся без слов»
Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.
Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т. д.). Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
· «Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. И только после того, как ребёнок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдаёт соседу. Постепенно круг замыкается.
· «Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т. д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.
При этой игре можно использовать картинки-схемы (домик, солнышко, тучка и др., если ребенок не может назвать предмет, он может показать его на картинке.
· «Катаем мяч»
Цель: развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.
Сядьте на пол по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Степан в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не
подержит мяч и не услышит свое имя. (Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить.)