Папки-передвижки

Методическая разработка «Как рубашка в поле выросла»

Людмила
Методическая разработка «Как рубашка в поле выросла»
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр традиционной культуры»

Методическая разработка

Как рубашка в поле выросла

Разработала

педагог дополнительного образования

Отскочная Л. А.

Купино 2018 год.

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, воспитателями детского сада на уроках и во внеурочной деятельности. Занятия проводится в игровой форме, так как оно более приемлемо для детей такого возраста.

Публикация «Методическая разработка „Как рубашка в поле выросла“» размещена в разделах

Цель:

Приобщение детей к возрождению традиционного ремесла- ткачества и развитие интереса к культуре своего народа.

Задачи:

• Познакомить детей с последовательностью получения полотна и одежды из льна.

• Развивать образное и логическое мышление. Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду, быту, культуре.

Оборудование

Выставка «Домотканые изделия»

Ткацкий стан, прялка, ступа, толкач, рубель, скалка, сноп льна.

Ход занятия

I. Оргмомент.

II. Вступительная беседа педагога о Белгородчине.

Белгородчина является одной из ярких областей России, сохранившая народные традиции в их самобытной форме, как на момент образования Белгородской области 1954 г, так и в настоящее время. Наш край богат своими традициями, народным фольклором и художественными промыслами. Неиссякаемую фантазию и мастерство проявляют мастера гончарного искусства - Борисовская фабрика художественной керамики, Старооскольская глиняная игрушка, ткачество, вязание, вышивка. Народное искусство, является основой декоративно-прикладного творчества в современном мире, на сегодняшний день переживает особый подъем. К нему проявляют активный интерес как художники, работающие в разных техниках и материалах, так и ценители народного искусства, искусствоведы, исследователи различного уровня. Постановление главы администрации Белгородской области «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов в области»(16.01.1995год) подняло эту работу на новую ступень. На реализацию этого тезиса направлен ряд постановлений главы администрации области, принятых в последние годы. В области создана сеть домов ремесел, что создает условия для многих школьников изучать традиционные региональные ремесла и работать вместе с мастерами над их возрождением.

III. Экскурс в историю «Рождение одежды из домотканого полотна»

Педагог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в далекое прошлое, чтобы узнать, как создавалась одежда в домашних условиях из домотканого полотна, и познакомимся с последовательностью получения народной одежды. Рубаха являлась главной одеждой для человека. Эту основную одежду носили все старые и малые, богатые и бедные, крестьяне и цари. Девушку считали мастерицей, по качеству и количеству выполненных ею изделий. Давайте сейчас вспомним с вами отрывок из сказки "Царевна-лягушка", где невестки изготовили рубашки для царя, и как оценили их работу.

Педагог: Сказка скоро сказывается, да не скоро дело делается. А вот ведь для того, чтобы сшить рубаху, девушкам и женщинам приходилось работать не одну ночь, уходили месяцы. Для этого нужно было получить полотно. А прежде чем получить полотно, нужно напрясть ниток. А что бы нитки получить, нужно было вырастить лен. Вот сейчас мы с вами и поговорим об этом уникальном растении.

Педагог: Ребята, обратите внимание, где находятся семена у льна?

- Семена льна в коробочках.

Педагог: А как вы думаете, что можно получать из семян льна?

Ответы детей.

Педагог: А вот из стебля получали волокно. Почему лен выдергивали с корешком, кто сможет ответить на этот вопрос?

Мнения детей

Педагог: Берегли каждый сантиметр стебля, потому что при скашивании над корешком еще несколько сантиметров оставался стебелек, поэтому выдергивали его с корнем. Лен –универсальное растение, почему его так называют?

Ответ : (Лен и кормит, и одевает)

Педагог: Все правильно. А сейчас мы закроем глаза и представим, что мы с вами подготовили поле. Что же будет следующим этапом?

Дети: Посеять лен.

Педагог: Верно, лен посеяли, а через две или три недели покрылось поле нежной зеленой травкой. Бережно ухаживали за молодыми стеблями. Через несколько недель зацвели голубые цветочки льна. Созревал он к концу августа. Теперь его вручную нужно было выдернуть из земли, связать в снопы, обмолотить цепами, собрать семена для будущего урожая, а стебли льна замочить в воде. Затем высушить и на мялке отделить стебли от волокна. На нашей выставке такое волокно есть, посмотрите его внимательно и опишите его.

Педагог: Кто из вас может охарактеризовать это волокно?

Педагог: Процесс получения волокна очень длительный. Он начинался с 28 августа (Успенье) и заканчивался 14 октября (Покров день).

Педагог: И так, волокно мы с вами получили, что же мы будем делать дальше с этим волокном?

- Получать нитки.

Педагог: Какие инструменты нам понадобятся для получения нити? Найдите их.

Дети находят веретено, прялку.

Педагог: Молодцы. Кто же занимался прядением волокна?

- Девушки, женщины.

Педагог: Ребята, а вы помните стихотворение?

Три девицы под окном.

Пряли поздно вечерком.

И одна из девиц молвила:

То на весь бы мир одна,

Наткала бы полотна.

Педагог: Что это за сказка и кто ее написал?

- Сказка о Царе Салтане, написал А. С. Пушкин.

Педагог: Хоть это и сказка, но А. С. Пушкин поведал нам о занятиях вовсе не сказочных. Прясть и ткать на Руси умела каждая женщина. От пряхи требовалось умение, терпение, усидчивость. Не зря говорили: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

Педагог: Ребята, а с какого возраста девочки в крестьянской семье учились прясть?

Педагог: С пяти лет в крестьянской семье девочки учились прясть. Зимними вечерами в избе появлялась прялка, и тогда все взрослые и дети пряли нитки.

IV. Практическая часть. Получение нити на прялке.

Педагог знакомит детей с прялкой и показывает как нужно на ней работать. Педагог вместе с детьми, определяет назначение деталей: донце - на его садилась мастерица, гребень - на него надевали кудель.

Педагог: А кто же из вас хочет себя проявить в роли мастерицы? Кто желает попробовать самостоятельно поработать за прялкой?

Девочки садятся за прялку и по очереди вместе с педагогом стараются получить нитку.

Педагог: Получив нитку, мы можем с вами определить, какого цвета получится холст?

- Серый

Педагог: Ребята, как вы думаете, какие растения наши предки использовали для окрашивания нитей и полотна?

Педагог: А знали наши предки очень много растений которыми можно было окрасить нитки. Вот, например, что бы получить синий цвет они использовали корни дуба, ясеня, цветки василька, ягоды черники. Красный цвет получали из лебеды, а желтый – из череды и бессмертника. И еще много других растений которыми можно было пользоваться для окрашивания полотна. Ребята, вот ведь какими наблюдательными были наши с вами предки.

V. Практическая часть. Получение полотна на ткацком стане.

Педагог: Получение полотна на ткацком стане - очень интересное занятие. Как только женщины заготовили нитки, заносили ткацкий станок в избу и заправляли его. Нитки наматывали на вал, пропускали нитки основы через ремезки, затем через бёрдо и начинали ткать полотно. Сейчас я покажу вам, как работать за ткацким станом и вы самостоятельно будете ткать полотно.

Идет обучение за ткацким станом.

Педагог: Ребята, вы посмотрели и даже работали самостоятельно ткацком стане, теперь попробуйте отгадать загадку:

-Речка течет, рыбка играет, А за нею лед замерзает? Что это такое?

Педагог: Речка – это нити основы, рыбка- челнок, лед - холст.

Педагог : Почти 14 часов из домотканого полотна создавалась русская народная одежда - рубаха. Она украшалась узорами, которые имели свое значение. Были узоры – обереги, они располагались вокруг ворота рубахи, на рукавах, по низу рубахи и служили оберегами от нечистой силы. Вот, как здесь на рубашке, которая представлена на выставке.

Педагог: Получив нитки и поткав полотно, мы может смело сказать, какого цвета оно получается?

- Ответ детей о том, что полотно светло – серого цвета.

Педагог: Значит, надо было еще отбелить полотно. Наши трудолюбивые предки хорошо знали, что отбелить полотно можно золой, а так же при помощи мартовского снега и летней росы. После отбеливания полотно стирали и гладили. Для этого нам понадобятся рубель и скалка. Найдите их ребята и попробуйте погладить полотно.

Дети находят рубель и скалку и стараются погладить полотно.

Педагог: Вот теперь каждый из нас сможет сшить из домотканого льняного полотна замечательную удобную и прочную одежду.

Педагог: Сейчас мы с вами повторим последовательность получения полотна, для этого я вам раздам листочки, и вы запишите, как вы запомнили.

VI. Составление алгоритма “Рождение одежды” (Обобщение занятий)

Педагог: А теперь ребята прочитайте, пожалуйста, вашу запись.

Лен – волокно- нить – полотно – одежда.

VII. Блиц – опрос “Чудо-лен”

Педагог: Ребята, подошло к концу наше с вами путешествие в историческое прошлое. Мне бы хотелось узнать, как вам оно запомнилось, я для вас приготовила интересное задание,блиц опрос “Чудо-лен”.

1. Что такое лен? Растение.

2. Почему лен – универсальное растение? Лен и кормит и одевает.

3. Волокно получают, из какой части льна? Из стебля.

4. Как наши предки убирали лен? Убирали лен вручную, дергали лен прямо с корнями.

5. Какие инструменты служат для прядения волокна? Прялка, веретено.

6. На каком оборудовании получали полотно? Ткацкого станка

7. Узоры на одежде, расположенные вокруг ворота рубахи, на рукавах, и по низу, что обозначали? Обереги.

8. Как называются гладильные инструменты? Рубель и скалка.

Педагог: Ребята, наше сегодняшнее занятие подошло к концу, теперь вы знаете как получалось плотно, из которого изготавливали рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами и, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели. Педагог напоминает детям сказку "Царевна-лягушка", где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.

Педагог: Что же на сегодняшнем занятии вам понравилось и запомнилось больше всего?

Педагог: Мы все сегодня потрудились хорошо. Интересно и с пользой мы провели наше занятие.

Всяк мастер свою науку

Передавал с годами внуку,

Сохраняясь в каждом роде

Мастерство живет в народе.

Вам спасибо, ребята,

За игры, знанья на уроке.

Хоть не хочется прощаться,

Но пора нам расставаться.

Педагог: До свидания, до новых встреч!

Список используемой литературы:

1. Рукотворная краса земли Белгородской [Текст]/Ботова С. И., Приставкина Т. А., Рябчиков А. В. учебно- методическое пособие/ г. Белгород, облтипография, 2000 г. ; 247 с, тираж 3000 экз.

ISBN 5-86-295-011-7

Публикации по теме:

Фотоотчет «Как выросла руккола, подсолнух и огурец! Высадка в грунт»Фотоотчет «Как выросла руккола, подсолнух и огурец! Высадка в грунт» Мы и дождались всходы! Каждый день наблюдали, поливали и предвкушали - что же вырастет из наших посаженных семечек? Было интересно всем.

Интегрированное занятие «Как рубашка в поле выросла». (Интеграция образовательных областей: окружающий мир, экология, развитие речи, художественная литература, экспериментирование.) Разработала.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Как рубашка в поле выросла» Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям.

Методическая разработка «Цветные квадраты-модели, как инновационный метод в обучении дошкольников» Работая в логопедической группе, я заметила, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего возраста» Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию методическую разработку по теме "Игра как средство адаптации детей раннего возраста".

Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника»Методическая разработка «Игровой блокнот, как форма обучения и развития дошкольника» Данная методическая разработка дидактического пособия "Обучение с развлечением" представляет собой игровой блокнот формата А6, включающий.

Методическая разработка Интеллектуально — развлекательная игра «Поле — чудес». Министерство Образования и Науки Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Удмуртской Республики «Сарапульский политехнологический.

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Автор музыкальный руководитель МБДОУ ОВ д/с№6 ст. Кущевской Наталия Викторовна Довгань Однажды Скрипичный ключ со своими подружками- нотками.

Методическая разработка «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка» Цель: Вовлечь родителей учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств. Задачи: Осветить необходимость формирования.

Методическая разработка. Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Как рубашка в поле выросла»
Опубликовано: 28 января 2018 в 17:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Как рубашка в поле выросла»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД