Ирина Климанова
Методическая разработка «Воспитать патриота. Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Вовлечь родителей учащихся в общее дело класса – воспитание патриотических чувств.
Задачи:
Осветить необходимость формирования у детей патриотической компетентности;
Показать роль семьи в патриотическом воспитании ребёнка;
Вовлечь родителей в групповую работу по теме;
Привлечь семьи для участия в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», посвящённом Победе в Великой Отечественной войне.
Публикация «Методическая разработка „Воспитать патриота, Семья как специфическая среда патриотического воспитания ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Оборудование:USB носитель, телевизор,DVD, презентация, листы с анкетой, таблички с надписями «теоретики», «практики», «аналитики»
2.2.1. Пояснение к ведению круглого стола с родителями
Организация проведения.
1) В подготовке и проведении собрания задействованы практически все родители класса
2) Предварительно за неделю до собрания родители делятся на группы «теоретиков», «практиков», «аналитиков» и получают задание: подготовить теоретическое выступление по теме и поделиться опытом, практическими наработками по теме, обработать результаты анкетирования
3) При входе в класс, группы занимают свои места за столами. Для родителей поставлены по кругу столы для общения. Родители занимают места за столами в соответствии с категорией семьи : 1) «мама + я – папа», 2) «мама + папа + я», 3) «мама + много детей», 4) «мама + я».
Всем родителям раздаются георгиевские ленты
Предварительная работа педагога.
В классе оформлена выставка, посвящённая вопросам патриотического воспитания : работы детей по теме «Город, в котором я живу», фотовыставка «Мой любимый город», «Я и мой район», оформлен фотоальбом «Мой дом родной», аппликация детских работ; детям предоставлена художественная литература по данной теме; в классе размещена символика ДНР
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
2.2.2. Ход круглого стола.
1. Вступительное слово учителя
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания любви к нашему родному краю, к родному городу и ответить на главный вопрос нашей работы «Как воспитать патриота в семье?» - Философы, экономисты, психологи, педагоги указывают на самые различные функции современной семьи : производственную, хозяйственно-бытовую, статусную, досуговую, психологическую. Однако семья характеризуется прежде всего тем, что осуществляет такую важнейшую функцию, как воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности. Задача семьи и родителей направлена на формирование в детях ответственного отношения к труду, идейным, моральным, духовным ценностям, среди которых на первом месте те, которые отражают отношение ребёнка к своему Отечеству.
В преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне речь на собрании пойдёт о роли семьи в воспитании патриота страны, помнящем историческое прошлое своего народа, свято хранящего традиции и историческую память своей семьи.
2. Сообщение группы «теоретиков» (выступление родительницы Кротовой Валентины Владимировны).
Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено, во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный социально-психологический микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительно-тёплых отношениях между родителями и детьми. Уже в первый период жизни ребенка-дошкольника семья имеет большие потенциальные возможности социального воздействия на его сознание и чувственную сферу. Возможности эти кроются во многом: и в общности запросов, стремлений, интересов членов семьи, ответственности, помощи, и в глубочайших чувствах родительской любви. Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители – мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, родных местах, Родине. В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, мама и папа. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем – прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, продолжающих дела родителей, своей родословной. «Где был до войны ты и твой отец?», «Где ты был в годы войны?», «Как погиб мой дедушка?». С этими и десятками других вопросов сталкиваются родители. Современные дети, интересующиеся книгами и фильмами о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов. Но им, прежде всего, хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей – родителей, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.
Жизнь показывает, что дети, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют традиции своей семьи, народа-патриота. В семьях сложились многообразные традиции по воспитанию у подростков патриотического сознания и чувства. Что же может сделать семья по воспитанию патриотических чувств у подростков?
3. Постановка проблемы
Учитель:
- Сегодня мы должны решить : нужны ли нам патриоты и как воспитать истинного патриота?
4. Выступление группы «аналитиков» (родитель Лемешев Александр Николаевич)
Все ли родители говорят с детьми о Родине, героическом прошлом нашего народа? Все ли родители говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне: много об этом говорят в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной и доверительной атмосфере. Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств, тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
5. Анализ анкет родителей учащихся 4- В класса.
Я сегодня хочу проанализировать анкеты родителей учеников нашего класса, которые были розданы накануне родительского собрания. Ещё раз напомню вопросы, на которые вы отвечали.
1) Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был убежденным патриотом своей страны, или для вас это неважно?
2) Как в вашей семье ведется работа по воспитанию патриотизма у ребенка?
3) Знаете ли вы родословную своей семьи? Если да, то как вами передаются эти знания?
4) Хранятся ли в вашей семье военные реликвии дедов и прадедов? Знают ли дети о них?
5) Как вы отмечаете с детьми День Победы?
6) Считаете ли вы необходимым вести целенаправленную работу в школе по патриотическому воспитанию?
7) В каких классных мероприятиях по формированию патриотических чувств вы могли бы принять участие?
Проведя статистическую обработку анкет, познакомлю вас с результатами
Из вышесказанного можно сделать вывод:
-Все респонденты хотят вырастить своего ребёнка патриотом страны;
-В большинстве семей ведётся целенаправленная работа по патриотическому воспитанию детей;
-50 % опрошенных знают родословную своей семьи;
- 25 % хранят военные реликвии дедов и прадедов, ведут беседу с детьми о них;
-100 % семей отмечают День Победы и вовлекают в празднование детей;
-100 % опрошенных считают целесообразным вести работу по патриотическому воспитанию в школе;
- родителями предложены такие классные мероприятия, как
«коллективно-творческое дело»,
«спортивный праздник, посвящённый празднованию Дня Победы»,
«участие в патриотических конкурсах различного уровня»,
«составление презентации о родственнике, воевавшем в Великой Отечественной войне»,
«организация выставки рисунков на военную тему».
6. Выступление группы «практиков» (родительница Овсянникова Елена Михайловна)
Семья и школа выполняют свои уникальные функции. Заменить друг друга они не могут, но, если мы стремимся к полноценному развитию ребенка как личности и гражданина своего государства, школа и семья должны взаимодействовать. Семьей создается образ окружающего мира, в котором ребёнку предстоит жить. Во взрослую жизнь он вступает с уже сформировавшимся сознанием и мировоззрением, жизненной позицией.
Школа – источник знаний, а семья – источник человеческой духовности и отражение всей национальной духовной культуры, в том числе Родины и государства. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребенку именно в семье через отношения матери и отца. Именно в любви к своей матери и отцу заложено чувство семейного воспитания.
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка – семье или школе? Конечно, семье! В. А. Сухомлинский, говорил: «Воспитание детей – это труд, причём очень кропотливый». Отец и мать – самые близкие и самые убедительные образцы, с которых ребенок берет пример, которым он подражает, глядя на которых, строит свое поведение».
Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто, как замесишь, так и выросло». Как же надо замесить его, чтобы выросло оно в настоящего человека и гражданина, в гордость для своих родителей и своего молодого государства?
Детство – самый важный период для развития всех качеств личности ребёнка. Попав в школу, ребенок впитывает ростки добра и зла В современном мире правильно воспитывать ребёнка – это непростая и ответственная задача, которая целиком ложится на плечи родителей.
Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, что добро, не оставлять его равнодушным ко всему живому – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. От нас с вами зависит, каким он вырастет – равнодушным, или заботливым и внимательным. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм проявляется как в тяжёлых жизненных ситуациях, так и в повседневной жизни страны.
Без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное и важное. Взрослый выступает посредником между ребёнком и окружающим миром. Наша с вами задача – помочь ребёнку познакомиться с этим миром.
Родина – это город, населенный пункт, в котором человек живёт, и улица, на которой стоит его дом. Детская площадка у дома и пение птиц в городском парке – это тоже Родина.
Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотой родной природы, родного края, родной страны. Хорошо, когда дети видят белоствольную берёзку и трепетные осинки и понимают, что это красиво и дорого, потому что родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе любовь к Родине. Вот поэтому перед нами стоит ответственная задача: научить детей с раннего детства любить природу, любить Родину. Дети – будущее нашей Родины – им беречь и охранять её просторы, её красоты и богатства.
Наш круглый стол ответит на многие вопросы. Сегодня мы попробуем разобраться в том, что нам мешает и помогает воспитывать искреннего патриота своего государства.
Первый вопрос.
Что такое патриотизм? Что значит любить Родину? (высказывания родителей).
Любовь – это сфера чувств, и мы должны направлять все усилия на развитие чувств ребёнка. Только искренне любящий природу человек и бережно к ней относящийся способен передать эти чувства малышу. Помните, что дети очень наблюдательны и чутки к словам и поступкам взрослых, они всё замечают и подражают нам. Давайте поэтому вместе любоваться природой нашего города, рассказывать детям обо всём, что нас окружает. Это может быть строение или улица, на которой мы живём, памятники и люди, в честь которых они установлены, школа, Дом культуры, библиотека.
Начинать надо с самого близкого и дорогого, с воспитания любви к близким, к семье. Как вы думаете, что это значит?
Да, любовь к Родине воспитывается через любовь к отцу и матери, своему товарищу, к родному краю. Именно с любви к матери и зарождается личность. Знает ли ваш ребёнок бабушек и дедушек и других родственников? Как их зовут, где они живут, чем они занимаются, где работают?
Рассматриваете ли вы семейные фотографии вместе с детьми? Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и малого. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме – символе истории и времени. Такой есть в каждой семье. В нём собирают фотографии родных и близких людей, радостные и торжественные семейные события, а порой просто забавные случаи. Поэтому, листая альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже тот отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими, как вы и бабушка была просто мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Какие праздники и как вы отмечаете дома? Какое место в них отводится ребёнку? (высказывания родителей).
Какие традиции есть у вашей семьи? Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи жизненного опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом, положительно влияют на личность ребёнка.
Очень хорошо, когда родители внушают своему ребёнку доверие к педагогу. Итак, первое условие доверия – игра.
- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем. Игра «Семейный сундучок» (проводит Кротов Евгений Михайлович)
Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Учитель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
• большая красивая книга русских народных сказок;
• альбом и краски;
• букварь;
• банка варенья, шоколад, конфеты;
• котенок;
• старинные семейные фотографии;
• игрушки бабушек и дедушек;
• открытки памятников города Енакиево;
• картинки с изображением орденов и медалей;
• кукла, одетая в военную форму;
• пилотка;
• пряники, ватрушки;
• кулинарная книга;
• спортивные атрибуты;
• перчаточные куклы для кукольного театра;
• рыбий жир.
Второй вопрос. «В чем проявляется патриотизм?»
Показать ребенку, что надо любить и беречь, как и почему,- задача и родителей, и школы. Что вы можете предложить?
(Заслушивание ответов родителей)
Их предложения:
1. Экскурсии по городу, краеведческому музею.
2. Рассказы о достопримечательностях.
3. Знакомство с улицей, где живёшь.
4. Чтение и рассматривание книг.
5. Посещение ДК, школы, библиотеки.
6. Запись детей в кружки при Доме культуры.
7. Посещение всех мероприятий в школе, ДКгорода.
8. Активное совместное участие в праздниках города.
9. Просмотр телепередач.
10. Разучивание стихов о родном городе, о молодой республике ДНР
Учитель:
- Гуляя по другим городам обращать внимание детей на красивые скверы, площади, улицы, фонтаны, великолепные здания, памятники и т. д.
Знакомя ребенка с родным городом, рассказывайте о других странах и государствах, развивайте у него познавательный интерес. И будет хорошо, если у вас и дома будут глобус и карта, интересные книги о жизни животных и растений разных стран.
Третий вопрос «Как научить любить Родину?»
Памятка для родителей (подготовила Чибис Анна Николаевна)
«Как научить ребенка любить свою малую Родину?»
1. Совершайте всей семьёй прогулки, знакомя детей с достопримечательностями и природой родного села.
2. Рассказывайте о достопримечательностях нашего края.
3. Гуляя по улицам села и бывая на природе, фотографируйте ребёнка. Совместное рассматривание альбома и ранее пережитые впечатления сближают всех членов семьи.
4. Помните, всё начинается с малого, воспитывайте у ребёнка любовь, доброту, внимание и заботу ко всему живому.
5. Предоставляйте детям возможность отражать свои впечатления в рисунке, лепке, аппликации.
6. Поощряйте любознательность ребёнка.
Анкета для родителей (проводит учитель)
1. ФИО
2. Есть ли у вас дома животное?
3. 3. С какой целью вы их приобрели?
4. Просит ли ваш ребёнок завести животное?
5. Что мешает вам это сделать? (Трудные жилищные условия, не любите животных, не хотите себя обременять лишними заботами).
6. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к животным на улице?
7. Если ребёнок принесёт бездомное животное домой, как вы поступите?
8. Если при вас ребёнок поступит жестоко с животным, ваша реакция?
9. Позволяете ли вы смотреть ребёнку фильмы ужасов, какая реакция на них у ребёнка?
10. Какие человеческие качества выступают для вас наиболее ценными и важными для жизни?
11. Какие личные качества вы бы хотели видеть у вашего ребёнка, когда он вырастет?
Четвертый вопрос «Что мешает воспитывать патриота?»
Наши дети растут в разных семьях. Трудности финансовые, материальные, нестабильность в обществе, негатив последних событий сказался на микроклимате каждой семьи, перевернул устоявшуюся жизнь. Поставил ряд испытаний, которые надо вынести достойно не только взрослым, но и детям.
(Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс информирует»)
Высказывания родителей.
Анонимное анкетирование (проводит учитель)
- Обсуждали ли вы со своими детьми подобные видео?
- Вели разговоры на тему «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
- Как реагировали дети на ваши вопросы?
- Анализировали ли вы их ответы?
- Приходилось ли вам переубеждать ребенка и в чем?
- Как вы относитесь к празднованию Дня защитника Отечества 23 февраля,
Дня Независимости ДНР в свете последних событий?
- Высказывали ли негативное отношение по поводу трудностей, возникших на территории ДНР?
- Как вы стараетесь воспитать у ребенка правильное отношение ко всему происходящему?
Сейчас многие соблазны толкают на преступления, ведущие и к предательству интересов своего народа, и к отказу от многих общечеловеческих норм, которые закладывались прежде всего в родителей нынешних учеников.
Игра – тренинг «Согрей сердечко!»
Задание : какую фразу ты будешь использовать в разговоре с ребенком для формирования убеждения «быть патриотом важно».
Каждый говорящий за столом держит бумажное сердечко, говорит фразу и передает следующему участнику.
7. Выступление представителя ополчения ДНР. Просмотр видеороликов с интернета «Донбасс сообщает» с комментированием.
«Лучшее средство привить
детям любовь к отечеству состоит
в том, чтобы эта любовь была у отцов».
А. Колчак
8. Выступление детей (литературно - музыкальная композиция)
Воспитательный процесс невозможен без детей. Они – самое главное в нем!
10. Игра - тренинг «Продолжи пословицу» участвуют дети + родители. Определяются победители.
Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Всякому мила своя сторона.
Где жить, тем и слыть.
За морем теплее, а у нас светлее.
За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое.
Где кто родится, там и пригодится.
Если народ един, он непобедим.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Худая та птица, которая гнездо своё марает.
Своя земля и в горсти мила.
В чужом доме побывать — в своем гнилое бревно увидать.
Где сосна взросла, там она и красна.
Жить - Родине служить.
Определяются победители
11. Подведение итогов круглого стола
Некоторые советы по патриотическому воспитанию.
1. Относитесь с почтением ко всему, что создано трудом наших предков! Расскажите своим детям о великих событиях в истории нашего народа!
2. Познакомьте детей с их родиной, с их ближним и дальним окружением, а затем со всей страной, с успехами и достижениями народа!
3. Не проходите мимо наших национальных праздников! Объясняйте детям их смысл!
4. Помогите детям полюбить родной язык и правильно говорить на нем.
5. Прививайте своему ребёнку чувство гордости за свою страну, народ.
6. Учите ребёнка свято чтить историческое прошлое семьи, народа, страны!
12. Заключительное слово учителя
-Сегодня наше собрание прошло в необычной форме. Мы услышали выступления «теоретиков», «практиков», «аналитиков» представителей семей разных категорий и получили советы по воспитанию в семье юного патриота. Я попрошу вас оценить работу собрания сигнальными карточками. Если вы считаете, что оно прошло плодотворно и вы почерпнули для себя что-то новое в плане воспитания юного патриота, поднимите синюю карточку. Если вы считаете, что этому вопросу не стоит уделять внимание, поднимите красную карточку.
Ваше голосование показало, что сегодня среди вас не осталось равнодушных к этой теме родителей. Творческая группа «аналитиков» подготовила «памятки для родителей по воспитанию юного патриота» (приложение № 7) и дарят вам их на память. Ну а воспитывать патриота в своих детях вы можете только личным примером. Сегодня на груди у вас георгиевская лента, символ памяти об историческом прошлом нашей страны и вашей памяти обо всех, кто отстаивал и защищал мир на нашей планете.
13. Решение:
1. Продолжить работу по воспитанию в семье патриота страны путём проведения бесед, чтения книг, посещения исторических мест
2. Принять участие в спортивном празднике «Мама, папа, я – спортивная семья», посвящённом празднованию Победы
3. Принять участие в выставке рисунков на военную тему
4. Осуществлять тесный контакт с учителем в вопросе патриотического воспитания, принимать своевременные меры по устранению негативных явлений.
3. Заключение
Данная разработка была реализована на классном собрании, которое было проведено в октябре. Все участники круглого стола с интересом приняли активное участие. Подготовка родителей и детей, их неравнодушие показали, ЧТО ПРЕДЛОЖЕННАЯ ИМ ТЕМА БЛИЗКА И ПОНЯТНА. Игровые задания и выступления детей создали эмоциональный фон. Никто не остался равнодушным. Каждый решил, что в его семье есть место патриотизму, который будет выражаться не в высоких фразах, а в поступках повседневной жизни. Дети понимают, что их основной труд учеба-это маленький кирпичик в строительстве сильного государства.
Родители понимают, что семья – это то место, где ребенок всегда должен находить помощь, поддержку; это «направляющая рука», образец для подражания. Пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Я же, как педагог, понимаю свою задачу в учебно – воспитательном процессе и намерена сотрудничать в тесном контакте с родителями, для того чтобы воспитать истинного патриота своей Родины!