Наталья Торгашина
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Как рубашка в поле выросла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта. Вызвать интерес к фольклору родного края, народным традициям. Поддерживать желание исполнять мордовские народные песни и танцы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов К. Д. Ушинского «Два плуга», «Хлеб»;
2. Экскурсия в музей (рассматривание предметов быта) ;
Материал:
Интерьер мордовской избы : пряха, веретена, ложки, мордовская матрешка. Рассказ К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Содержание занятия
Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Как рубашка в поле выросла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Праздник русской рубахи, Петров день, 12 июля
- Старшая группа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. И одеты вы сегодня необычно. Вы нарядились в красивые мордовские костюмы, потому что мы будем говорить о жизни наших прабабушек и прадедушек, о жизни в старину. Раньше землю пахали не трактором, а сохой, в которую впрягали лошадь (воспитатель показывает иллюстрацию «Пахарь»). Соха-орудие деревянное, только внизу на остриях - железо. Вот загадка.
Деревянные рожки,
Железные ножки.
Шла-ковыляла,
Спину гнуть заставляла.
Чтобы вспахать землю поглубже, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину. После вспашки поле засевали (воспитатель показывает иллюстрацию). Брали горсть семян и разбрасывали их по полю. Вырастало посеянное, убирали урожай. Косой косили хлеб.
Согнута в дугу летом на лугу,
Зимой на крюку.
Эту тяжелую работу выполняли мужчины. Женщины тоже помогали убирать хлеб - жали с помощью серпа (воспитатель показывает изображение серпа).
Физкульт минутка: Сейчас мальчики будут косарями, а девочки жницами (дети имитируют движения косаря и жницы.
Работящие и умелые были люди в старину. Они даже свои рубашки «растили» в поле. Интересно, как рубашка может в поле вырасти? Вы, ребята, не знаете? А вот и узнаем, послушав рассказ К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
(Читается рассказ, затем разбирается по частям).
- Сразу рубашка в поле выросла?
(Сначала землю вспахали, посеяли семена, выросла травка, зацвела голубыми цветочками, выдергали с корнем, навязали снопов, вымочили в воде, высушили, трепали, чесали, пряли нитки, ткали холсты, шили рубашки). Вот такой длинный путь прошла рубашка. Есть интересная загадка.
Синий цветочек,
Мал – малечек.
В землю малый ушел,
В синей шапочке пришел. (Лен)
- Молодцы, отгадали.
Воспитатель: Что ни сутки, по минутке.
День длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку
Прогоняет зиму прочь.
Трудолюбивым и умелым был мордовский народ. Сеяли зерно, лен, из зерна мололи муку, пекли хлеб, из льна пряли нитки, из ниток ткали холсты. Длинными зимними вечерами сидели девушки за прялками и пряли нитки.
Воспитатель: Пряжу девушки напряли, холсты наткали – вот какие получились холсты. А теперь девушки будут их вышивать.
Игла – барыня, княжна
Весь мир нарядила.
Нарядила, обшила,
Сама нага ходила.
А я тычу – потычу,
В носик стальной-
В хвостик льняной.
Воспитатель: Яркие узоры в одежде у мордвы,
Крестики, полоски
Ярки и нежны.
Из старины далекой
К нам пришли они.
- Вот какие полотенца и рубашки вышили мордовские вышивальщицы.
Проводится игра «Кто быстрее пробежит в лаптях»
Воспитатель: У кого много желаний, у того много дел. Засияли на игрушках яркие, как зори, красивые, нарядные мордовские узоры.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно создать узор на своей рубахе.
И тем, к чему с детства душою привык.
- Как хорошо, дети, вы сегодня поработали. Как много узнали и вспомнили.