Анастасия Тимошкина
Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию методическую разработку по теме "Игра как средство адаптации детей раннего возраста"
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.
Публикация «Методическая разработка „Игра как средство адаптации в группе раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.
Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игровой;
- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;
- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста : рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации, выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;
- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;
- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.
Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Солнышко» села Рязаново Ульяновской области. В исследовании приняли участие 18 воспитанников первой младшей группы (10 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 2 лет 1 мес. до 2 лет 4 мес.).
Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В нашем ДОУ функционируют 5 групп, одна из которых - группа раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.
Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы осуществлялась в три этапа:
- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)
- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной диагностики. Входящая диагностика проходит по трем направлениям: характеристика родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к ДОУ.
- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное оформление работы.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации : дети с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.
Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%, период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети находятся в состоянии психологического комфорта.
Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей (44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются активные протестные реакции, у других – пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции. Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание.
Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 4 человека (16,7%, дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение, плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.
Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.
Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация системы педагогической деятельности по использованию игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста.
Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.
Задачи игр в этот период:
• создание положительного эмоционального настроя в группе;
• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;
• развитие игровых навыков;
• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.
Игры в период адаптации были условно разделены на две группы :
1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.
2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-путешествия, игры с предметами, подвижные игры.
По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период были разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.
По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было проведено повторное исследование адаптированности детей к условиям ДОУ и отношения к детскому саду.
Повторное диагностическое исследование показало, что в исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется интерес к новому. Высокая степень педагогической адаптированности к условиям ДОУ обнаружена у 61,1% детей (11 детей, в случае психологической адаптации данный показатель еще выше – 13 детей (72,2%).
Средняя степень педагогической адаптированности выявлена – у 38,9% детей (7 детей группы, средняя степень психологической адаптированности выявлена у 27,8% (5 детей). У детей данной группы проявляется положительный эмоциональный фон с незначительными проявлениями конструктивной активности. Тяжелая степень адаптированности не выявлена ни у одного ребенка.
К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что родители стали более объективно оценивать педагогические и психологические показатели адаптации собственного ребенка
Был проведен сравнительный анализ данных входной и заключительной диагностики, которая показала, что показатели педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.
Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует также отметить, что уровень педагогической компетентности и включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях. Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала, полностью подтвердилась.
Результаты данной работы могут представлять интерес для педагогов и методистов системы дошкольного образования.
Доклад завершен. Благодарю за внимание!