Приложение МААМ

Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего возраста»

Анастасия Тимошкина
Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию методическую разработку по теме "Игра как средство адаптации детей раннего возраста"

Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье.

Публикация «Методическая разработка „Игра как средство адаптации в группе раннего возраста“» размещена в разделах

Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению.

Цель работы – организация педагогических условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – применение игровых технологий как средства повышения эффективности процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОУ.

Гипотеза исследования - процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий:

- организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игровой;

- обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения;

- разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала.

Задачи работы:

- изучить теоретические основы организации педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста : рассмотреть понятие и сущность процесса адаптации,  выявить общие и индивидуальные особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения; изучить особенности игровой деятельности с детьми раннего возраста;

- разработать систему педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности, реализовать мероприятия данной системе в исследуемом ДОУ;

- оценить эффективность разработанной системы педагогической деятельности по повышению эффективности процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ средствами игровой деятельности.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования : теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения - детский сад «Солнышко» села Рязаново Ульяновской области. В исследовании приняли участие 18 воспитанников первой младшей группы (10 девочек и 8 мальчиков в возрасте от 2 лет 1 мес. до 2 лет 4 мес.).

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс. В нашем ДОУ функционируют 5 групп, одна из которых - группа раннего возраста для детей от 1 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей к ДОУ для нас достаточно актуален. В нашем детском саду разработана целая система мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Важной составляющей этой системы является методологическое обеспечение адаптационного процесса.

Реализация исследовательской части выпускной квалификационной работы осуществлялась в три этапа:

- подготовительный этап (изучение литературных источников по проблеме адаптации ребенка к ДОУ, подбор диагностических методик, получение согласия администрации ДОУ на проведение исследования)

- основной этап, включающий проведение входящей диагностики детей и родителей, осуществление мероприятий формирующего этапа, проведение заключительной диагностики.  Входящая диагностика  проходит по трем направлениям: характеристика родителями готовности своих детей к посещению ДОУ; диагностика педагогической адаптации детей к ДОУ; оценка психологической адаптации детей к ДОУ.

- заключительный этап включал обработку результатов диагностики, литературное оформление работы.

Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень адаптированности детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

В результате наблюдений нами было выделено 3 группы детей с различным уровнем адаптации : дети с легкой адаптацией, средней тяжести и тяжелой.

Первую группу (лёгкой адаптации) составили 7 детей (38,9%, период адаптации – до 10 дней. Дети данной подгруппы активно играют в групповом помещении, доброжелательно относятся к новому взрослому, не боятся перехода в новое помещение. У них наблюдаются активные ориентировочные реакции на новую обстановку - некоторые сразу начинают играть, иные ждут разрешения и тут же приступали к игре, все организовывают самостоятельную игру и хорошо принимают регламентированное задание. Эмоциональный контакт со взрослым устанавливается на уровне игрового и речевого общения, дети находятся в состоянии психологического комфорта.

Вторую группу (адаптации средней тяжести) составили 8 детей (44,4%, период адаптации – от 16 дней до 2-х месяцев. Дети данной подгруппы негативно реагируют на нового взрослого и на попытку вывести их из группового помещения. У некоторых проявляются активные протестные реакции, у других – пассивные: робость, подчиняемость. В новом помещении дети не интересуются обстановкой, отсутствуют активные ориентировочные реакции. Самостоятельную игру не организуют, на предложение взрослого поиграть реагируют негативно. Некоторые дети подходят ко взрослому, но более активно в контакт не вступают. Когда их берут на руки, то они сначала проявляют настороженность, но постепенно успокаиваются, прижимаются ко взрослому. После тактильного контакта соглашаются поиграть с игрушками, или принимали регламентированное задание.

Третью группу (тяжёлой адаптации) составили 4 человека (16,7%, дети, адаптирующиеся к ДОУ свыше 2-х месяцев. В данной подгруппе дети отрицательно реагируют на новое помещение, плачут, испытывают беспокойство и страх. Для их успокоения требуется тактильный контакт со взрослым. Иногда настойчиво просят взять их на руки. Успокаиваются длительно – до 35 минут. В групповом помещении беспричинно плачут, не играют самостоятельно, не контактируют с другими детьми.

Также в ходе диагностики родителей выявлено, что родители детей с тяжелой и средней тяжести адаптацией неадекватно высоко оценивают уровень готовности своих детей к ДОУ. Чем менее тяжелая ситуация складывается с адаптацией ребенка к ДОУ, тем более объективно оценивают родители степень готовности своего ребенка в детскому саду.

Цель формирующего этапа исследования – разработка и реализация системы педагогической деятельности по использованию игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста.

Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Задачи игр в этот период:

• создание положительного эмоционального настроя в группе;

• снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

• развитие игровых навыков;

• воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игры в период адаптации были условно разделены на две группы :

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это были игры-путешествия, игры с предметами, подвижные игры.

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период были разделены на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявлялся в тактильном, зрительном взаимодействии и выполнении совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.

По завершении мероприятий формирующего этапа исследования (по завершении реализации мероприятий системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста) было проведено повторное исследование адаптированности детей к условиям ДОУ и отношения к детскому саду.

Повторное диагностическое исследование показало, что в исследуемой группе выраженное положительное отношение детей к детскому саду проявляется у большинства испытуемых – 95% - дети спокойно идут в детский сад, склонны к радости, у них проявляется интерес к новому. Высокая степень педагогической адаптированности к условиям ДОУ обнаружена у 61,1% детей (11 детей, в случае психологической адаптации данный показатель еще выше – 13 детей (72,2%).

Средняя степень педагогической адаптированности выявлена – у 38,9% детей (7 детей группы, средняя степень психологической адаптированности выявлена у 27,8% (5 детей). У детей данной группы проявляется положительный эмоциональный фон с незначительными проявлениями конструктивной активности. Тяжелая степень адаптированности не выявлена ни у одного ребенка.

К моменту проведения заключительной диагностики выявлено, что родители стали более объективно оценивать педагогические и психологические показатели адаптации собственного ребенка

Был проведен сравнительный анализ данных входной и заключительной диагностики, которая показала, что показатели педагогической и психологической адаптации детей к условиям ДОУ выросли (положительная динамика, рост показателя прогноза родителей не так значителен, так как произошла «корректировка» показателя.

Подводя итоги работы педагогического коллектива в рамках системы педагогической деятельности по применению игровых технологий в процессе адаптации к условиям ДОУ детей раннего возраста следует также отметить, что уровень педагогической компетентности и включенности в процесс адаптации детей к ДОУ родителей значительно вырос, что показывает анализ бесед на собраниях и консультациях. Следовательно, данные формы работы достаточно эффективны и могут использоваться в целях педагогического сопровождения ребенка на этапе его адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Следовательно, гипотеза о том, что процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения будет более эффективным при соблюдении следующих условий: организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности – игра; обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала, полностью подтвердилась.

Результаты данной работы могут представлять интерес для педагогов и методистов системы дошкольного образования.

Доклад завершен. Благодарю за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». «Игра как средство адаптации и социализации к ДО у детей раннего возраста в условиях ГКП». Актуальность темы. Дошкольный возраст – время.

Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей раннего возраста Дошкольный возраст-время активного познания окружающего мира. Встав на ноги, малыш начинает делать открытия. Он знакомится с предметами,.

Игра-как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста Дидактическая игра «Поезд» Цели: развитие сенсорных способностей (цвет, величина) ; развитие любознательности,познавательной деятельности;.

Консультация для воспитателей на тему «Акватерапия как средство адаптации к детскому саду». Группа раннего возраста МАДОУ детский сад №15 «Сказка» Составила: Логинова О. М. Благовещенск "Акватерапия как средство адаптации к детскому саду" В работе воспитателя.

Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Музыкальные игры-забавы как средство адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Паветко Н. Н., музыкальный руководитель МБДОУ.

Методическая разработка «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» «Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста» Актуальность данной темы объясняется необходимостью организации эффективного.

Методическая разработка «Игры и эксперименты как средство экологического развития дошкольников» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, здесь.

Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника»Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника» Методическая разработка на тему: «Развивающая игра, как средство социализации младшего дошкольника» Автор - составитель: Дубровина Алефтина.

Подвижная игра как средство здоровьесбережения ребёнка раннего возраста. Подвижные игры, как исторически обусловленное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена.

Проект «Игра-как средство адаптации» детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГОВИДА №5 МЕДВЕЖОНОК».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего возраста»
Опубликовано: 19 декабря 2017 в 18:53
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Игра как средство адаптации в группе раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Тимошкина (УИ 803468) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД