Татьяна Федорович
Использование детской литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
Использование детской литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста
Введение
С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, есть талант читателя. Как любой талант, его надо открыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих способностей, лежат в детстве. Эти истоки характеризуются способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребенок приученный к книге, обладает бесценным даром «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его.
Публикация «Использование детской литературы в речевом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Раскрывает человеческие, духовные ценности. Задача взрослого – открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Читатель начинается раньше, чем ребенок научится читать. Ребенок слушатель – это уже читатель. От того, как сложатся у ребенка первые отношения с книгой, зависит очень многое. По сути, зависят будущие отношения с ведущим искусством – литературой.
Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения услышать и понимать художественный текст. Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Именно в детском саду начинает складываться начитанность, в этом возрасте, дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц, до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.
Вышесказанное свидетельствует, что именно дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего талантливого читателя.
1. Особенности восприятия детьми литературных произведений.
Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка. Литературные факты, которые совпадают с жизненными представлениями детей, осознаются ими легко и правильно. Факты же, противоречащие опыту, не совпадающие с ним часто осознаются неверно. В связи с такой особенностью детского восприятия особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они выполняют роль первоначального импульса для воссоздания героев и событий; без рисунков художника, воображение малыша может не включиться в работу и текст не будет понят.
Слушая литературные произведения дети прежде всего устанавливают наиболее легко осознаваемые связи, когда событие четко следуют друг за другом и последующее вытекает из предыдущего. Такое построение сюжета характерно для большинства сказок, которые читают и рассказывают младшим школьникам. Если прямая связь событий прерывается и по ходу сюжета появляется скрытый замысел, это существенно усложняет восприятие, а порою приводит к непониманию произведения.
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. Детей интересует его внешность, действия, поступки. Самостоятельно представить мысленно героя, воссоздать его образ в своем воображении дети чаще всего не могут и нуждаются в наглядной опоре – иллюстрациях. К числу особенностей детского восприятия относится и то, что прежде всего ребенок видит действия и поступки персонажа, но не понимает его переживаний, мотивов поведения.
Эмоциональное отношение детей к героям ярко окрашено, ребенок бурно радуется победе положительного персонажа, благополучному исходу событий. Младшие дошкольники тяготеют к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе.
Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы младшими дошкольниками Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая и В. И. Логинова выделили ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе :
• Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
• Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг;
• Учитывать при отборе книг для детей тяготения ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
• Помогать детям, устанавливать простейшие связи произведения;
• Помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
• Поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность возникающие у ребенка при восприятии книги;
• Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения, учить рассматривать иллюстрации.
У детей среднего дошкольного возраста наблюдаются некоторые изменения в понимании литературного произведения. Дети начинают четче ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами, чувствуют законы сказочной фантастики, возможность или невозможность переноса в сказке функций одного предмета на другой. Постепенно формируются первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ, небылица и др.). На данном возрастном этапе интересно развивается воссоздающее воображение; оно становится более самостоятельным. Для понимания произведения ребенку уже не требуется иллюстрация к каждому повороту сюжета.
На пятом году жизни осмысленно воспринимают художественное воспроизведение, легко устанавливают простые связи в сюжете, способны при необходимости вычленять из цепи событий отдельные факты. Характеризуя героев, дети чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь при этом на свои представления о нормах поведения и обогатившийся личный опыт.
Исследователи Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая и В. И. Логинова выделили задачи, которые можно поставить перед воспитателем в средней группе:
• Продолжать формировать у детей интерес к книге;
• Учить внимательно слушать и слышать литературные произведения;
• Помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении;
• Помогать устанавливать простые причинные связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать;
• Развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения;
• Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;
• Поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребенка. В этот период в какой-то мере утрачивается ярко выраженная внешне эмоциональность и возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и др., с яркими сильными характерами героев. Очень популярны у пяти и особенно у шестилетних детей «толстые» книжки, полные хитросплетений, интриг и приключений. («Золотой ключик или приключение Буратино» А. Толстого, «Приключение Чиполино» Д. Родари, «Приключение незнайки и его друзей» Н. Носова, «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского и др.) они удовлетворяют потребность детей в постоянном, длительном общении с полюбившимися героями, в повторных встречах с персонажами в новых ситуациях и коллизиях.
Высокого уровня достигает деятельность воссоздающего воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Необходимые для осознания произведения ассоциации могут возникать и без непосредственной наглядной опоры. Рисунок в книге начинает выполнять собственно иллюстративную, вспомогательную роль, помогая ребенку уточнить возникающие представления, облегчая проникновение в смысл произведения. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге какие события, каких подчас не было в их собственном опыте. В старшем дошкольном возрасте возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. Усложняется также и понимание литературного героя. Хотя внимание ребенка все еще главным образом привлекают действия и поступки он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию не только герой с однозначным, «монолитным» характером (плохой или хороший, как это было в предшествующий период, но и более сложный, чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами.
На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Такого рода способность свидетельствует о формировании умения становиться в отдельных случаях над героем, рассматривать события с точки зрения автора.
В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы. Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая и В. И. Логинова выделили их:
Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать любовь к художественному слову;
Расширять на ряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведений (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка и др.)
Формировать воссоздающее воображение;
Учить устанавливать многообразные связи в произведении, в авторский замысел;
Помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но и их мысли, чувства;
Воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков;
Помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений;
Обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения;
Таким образом мы видим, что в течение всего дошкольного периода исходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т. е. ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов тщательно продумывать вопросы связанные с чтением книг детям дошкольного возраста. И прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.
2. Использование художественной литературы вне занятий.
На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой. При этом не всегда предусматривается повторная встреча детей на занятиях с одним и тем же произведением. Между тем у детей дошкольников есть важная особенность постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок. Поэтому в свободные часы детям нужно читать полюбившиеся книги, большие по объему произведения.
Чтение произведения «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать, формирует устойчивый интерес к художественной литературе. Во время чтения следует создавать обстановку близко к домашней, ничем не напоминающую учебные занятия. Чтение в свободное время неограниченные возможности для всестороннего развития личности детей средствами художественной литературы, решает главные нравственные проблемы: что хорошо, а что плохо. Именно книги помогают детям разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные этические вопросы. Педагогу желательно прочесть и обсудить книгу вовремя, сразу же после конкретного случая, помочь найти нужный ответ.
Свободные часы – прекрасное время для чтения поэтических произведений. Педагог закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи, работает над выразительным чтением их. Воспитатель, как правило, работает с одним или несколькими детьми, помогая им преодолевать застенчивость и робость. Внутренняя раскованность ребенка в подобных условиях создает наиболее благоприятную обстановку для закрепления поэтического материала занятий.
В свободное от занятий время важно организовать разнообразную художественную деятельность: инсценирования любимых детьми книг, игр драматизаций, творческих, ролевых игр на литературные темы, просмотров кукольного и теневого театра, фильмов, литературных утренников и развлечений. Особое место занимают литературные праздники. Они как бы закрепляют и обобщают многообразные литературные впечатления, знания и умения детей, включают в себя разные виды детской деятельности (чтение, рассказывание, пение, танцы, слушание, инсценировки). Они результат работы педагога.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в группе, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. В уголке книги происходит интимное, личностное общение ребенка с книгой и иллюстрациями. Это создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач эстетического воспитания средствами художественной литературы. Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Дети знакомятся с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, Е. Чарушина, В. Конашевича. В уголке книги педагог имеет возможность привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. По возможности располагают уголок вдали от мест игр детей. Нужно продумать правильное освещение: естественное и электрическое. Подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младшей группе педагог знакомит детей с уголком книги, его назначением, приучает рассматривать картинки только там, сообщает правила, которые нужно соблюдать (не рвать книги, не мять, брать только чистыми руками, класть книги на место). Выставляется немного книг 4-5, но в запасе должны быть дополнительные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то рассматривает книгу, то и у других возникает желание получить такую же. Особое предпочтение отдается книжкам картинкам таким как «Колобок», «Теремок» и т. д.
В уголке старшей группы помещают одновременно 10-12 разных книг, т. к. у детей старшего дошкольного возраста появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы. Это могут быть сказки, стихи или рассказы, знакомящие детей с историей нашей страны, с ее сегодняшней жизнью, книги о жизни природы, юмористические книги. Иногда можно размещать книги которые дети приносят из дома, «толстые» книжки, которые педагог читает длительное время. В среднем срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Кроме книг в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Также можно устраивать тематические выставки книг.
Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая и В. И. Логинова сформулировали несколько правил, которые важно соблюдать при организации выставки:
- тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей;
- необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;
- выставка не должна быть продолжительной по времени.
Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней педагог тем самым формируем умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусств.