Любовь Кудрявцева
Методическая разработка «Интеллектуально-познавательные игры в начальной школе во внеурочное время»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное казённое общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №6»
Учитель: Кудрявцева Л. Г
I. Введение
Данная тема очень актуальна в настоящее время, так как самостоятельность ума, интеллект - главный критерий оценки человека в обществе. От этого зависит удовлетворенность, радость и счастье человека в жизни. В свою очередь общество требует активности и высокого уровня знаний от учащихся.
Публикация «Методическая разработка „Интеллектуально-познавательные игры в начальной школе во внеурочное время“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В наше время дети перестали играть в мудрые, настольные игры. Все свободное время некоторые проводят на улице, некоторые сидят дома за компьютером, смотрят телевизор. В этих увлечениях они не дают своему мозгу работать, не развивать память, не учатся находить правильные решения при тех или иных действиях.
Другое дело приучить детей, особенно в начальных классах, играть в интеллектуальные игры. Тогда можно развивать у них многие полезные качества, которые пригодятся в учебе и в жизни.
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает в них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества с развитым интеллектом. Особенно важно приобщать детей к сложным интеллектуальным играм. Речь идет о таких играх как шашки, шахматы и «сонор».
Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития.
В воспитании нового поколения в процессе интеллектуального развития приоритетное значение имеет младший школьный возраст, так как именно этот рассматриваемый период развития интеллекта является решающим в формировании интеллектуальных способностей учащихся.
Каким образом игра повышает образованность ребёнка? Заметим, что детям нравится совершать подвиги, и игра даёт им такую возможность. Трудно найти другие области, в которых дети используют свой ум с такой интенсивностью, одновременно получая от этого удовольствие. В конце концов, эта способность к концентрации, воспитанная игрой в го, будет использована человеком в других областях деятельности.
Игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Правильно построенная игра способствует развитию познавательных процессов младших школьников.
Кружки – одна из основных форм внеучебной деятельности школы и внешкольных учреждений. Содержание их работы определяется в основном интересами и подготовкой ребят, но для некоторых издается программы, кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, техники, искусства, спорта, углубления знания ими программного материала, дает новые сведения, формирует умения и навыки.
Во внеклассной работе я использую материал, повышающий интерес к предмету, а также дидактические игры, задания на сообразительность, головоломки, что создаёт условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся. Стараюсь формировать их средствами занимательности, тесно связанными с изучаемым материалом и врождённой любознательностью младших школьников. На мой взгляд, необходимо создавать для учащихся комфортную и, может быть, даже праздничную атмосферу, чётко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно.
Дети – это цветы жизни. С детьми всегда интересно. Работа с ними для меня – это радость, счастье, открытие нового. Очень важно в начальной школе заложить ростки будущих побед, успехов, открытий. Мои дети в классе очень активные и подвижные, поэтому движение имеет важное значение в жизни младших школьников.
Моя работа идет по следующим направлениям:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в детском объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- работу по формированию системы детского самоуправления.
В ходе воспитательной работы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в детском объединении.
Следует также дать понять школьникам, как знания и умения, полученные в детском объединении, можно использовать в других сферах жизни – в школе, в лагере, во дворе и т. д.
Мы проводим:
* выставки детских творческих работ;
* выставки книг;
* выпускаем стенгазеты;
* постоянно обновляется так называемая видеотека: фотографии, презентации и видеофильмы;
* постоянно обновляется информационный стенд.
Другим инструментом является вовлечение школьников в проектную деятельность. Исследовательская работа также дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к познанию, развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся занимаются во внеурочное время.
В планы воспитательной работы нашей школы включены творческие внеклассные занятия, разработанные на основе развивающих игр.
Предлагаемые занятия с детьми, создавая творческую атмосферу, призваны развивать у них мышление, восприятие, память и другие психические процессы.
Я использую игры занимательного характера:
«Головоломки», «Ребусы», «Анаграммы», «Аналогии», «Викторины», Интеллектуальные игры, «Кроссворды», «Перевертыши», «Задачи-шутки».
Такие игры, развивая творческое воображение, повышают познавательный интерес, развивают слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
На таких занятиях используется принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Взрослый помогает при выполнении заданий, контролирует и оценивает правильность их выполнения. Кроме того, он создает положительную мотивацию, оказывает поддержку и стимулирует деятельность школьников.
На моих занятиях обязательны взаимоотношения сотрудничества, взаимопомощи, соревнования. Это облегчает решение познавательных и творческих задач.
Школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности и т. д.
В нашем классе мы проводим интеллектуальные игры и расширили поле применения интеллектуальных способностей, знаний, умения работать в группе, возможность блеснуть своей эрудицией, показать смекалку, умение соревноваться, возможность творчества.
Мои ученики стремятся к соревнованию, хотят показать свои умения, творческие способности. Я веду кружок «Эрудит».
Задача нашего кружка не только в том, чтобы передать ребенку определенное количество информации, а, главное, научить его самостоятельно добывать знания.
Игра - эффективное средство развития познавательных способностей детей в младшем школьном возрасте. Для плодотворной работы нами было сделано следующее:
а) организовали систематический процесс игровой деятельности, включаясь в который каждый ребенок интеллектуально развивался;
б) ввели в учебный процесс ознакомление с окружающим миром, максимально использовали для этого игру и элементы игры;
в) организовали работу одновозрастного коллектива. Это позволило соединить обучающую, воспитательную, развивающую, тренировочную и состязательную деятельности.
Образовательная задача:
Способствовать расширению кругозора младших школьников с помощью игры.
Развивающая задача:
Развивать у младших школьников познавательные способности: внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение.
Воспитательная задача:
Способствовать воспитанию саморазвивающейся личности.
Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.
Технология всех игр состоит из нескольких этапов.
1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только педагог может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры : отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Занятия в кружке способствуют развитию познавательной активности – личностному свойству, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
I. Аналитическая часть
Объектом моей деятельности в межаттестационный период стало формирование интеллектуальных и творческих способностей младших школьников.
Предметом моей педагогической деятельности стало изучение и внедрение в образовательный процесс методов аналогии и мета-технологии «Метод проектов» как средств реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Организация эксперимента
В процессе реализации программы были организованы экскурсии по городу, в детскую библиотеку. Осуществлялось взаимодействие развития познавательных процессов и знакомства с окружающим миром. Мы постарались объединить получение знаний и игровую деятельность. Все время велось наблюдение за школьниками. Отрадно было наблюдать, как от занятия к занятию меняются дети. Развитие внимания, памяти, речи, восприятия, воображения необходимы в младшем школьном возрасте. Поэтому данная программа заинтересовала родителей и учителей начальной школы.
Был организован систематический процесс игровой деятельности, способствующий интеллектуальному развитию каждого ребенка. К каждому разделу были подобраны игры или элементы игры. Совместно с детьми разрабатывались и изготавливались настольные игры (лото, маршрут и пр.). Особо активные школьники выступали разработчиками интеллектуальных рингов.
Анализируя работу с детьми, я отмечаю, что в школьном возрасте одним из эффективных методов является игровая технология,
во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, в игре мы проживаем счастливое состояние;
во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придаёт весомость каждому моменту игры;
в-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит обладает возможностью приобщать ребёнка к какому-то виду деятельности, ещё им не освоенному;
в-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а всё остальное- поле для свободного проявления индивидуальности. Свобода проявления своего автономного мира доставляет счастливые переживания.
Цель игровой технологии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать свое поведение, понять самому свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного образа «Я» ребёнка.
Активно использую в собственной педагогической практике арт-технологию.
Преимущества арт-технологии перед другими формами работы.
Арт-технология основана:
- на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции;
- является средством для активизации свободного самовыражения;
- является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной в работе с детьми младшего школьного возраста;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.
Занятия помогают детям выражать свои чувства, мысли, настроения в процессе творчества. Они с удовольствием играют цветом, мимикой, жестами, телом, звуками.
Мною разработана система творческих заданий к урокам литературного чтения, которые направлены на формирование нравственных качеств моих обучающихся, а также система упражнений на основе фонопедического метода В. В. Емельянова, которая помогает обучающимся укрепить мышцы речеголосового аппарата, овладеть азбукой артикуляции.
Большое внимание в своей педагогической деятельности я уделяю исследовательской деятельности. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует
• обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
• развитию творческих способностей и активности учащихся;
• адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
• формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников я строю на принципах личностно-ориентированного образования, активно используя «Метод проектов», что позволило достичь стабильно высоких результатов.
Графическая аналогия - это умение обозначать каким-либо символом реальный образ. Графической аналогией я подвожу детей к понятию «свертывание» – умению выделить в образах самое главное. Дети осваивают схематическую модель, которая отражает последовательное движение сюжета. Учатся создавать «портреты» героев через начертание линий-характеров. При помощи линий был создан графический «портрет» класса.
В основе личной аналогии (эмпатии) лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Учащиеся создают сюжеты, в которых свои чувства описывают в образе героя. Незаметно для себя они раскрывают свой характер, потаенные желания, темперамент. Отсюда видно, как действует и думает ребенок: мягко, заботливо или авторитарно.
Взяв за основу технологию моделирования, я разработала прием - «пространственно-временная модель», который совместил в себе символы, графические линии, цветовую гамму. Главную мысль рассказа, чувства героев, свое отношение учащиеся передают через образы, создавая свои книги. Необычные образы помогают ребятам легко запомнить содержание произведения.
Умение составлять модели помогает детям в составлении плана устного ответа и в написании изложений. Мною разработана методическая рекомендация «Написание изложений на основе моделирования».
В результате мои обучающиеся мыслят нестандартными образами, видят окружающий и внутренний мир человека в созданных образах.
Свои достижения учащиеся отражают в «Портфолио ученика».
Результаты диагностики показывают положительную динамику развития нравственных качеств и уровня воспитанности обучающихся.
Как классный руководитель определила для себя цель:
формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Для определения эффективности разработанной программы развития познавательных процессов детей в младшем школьном возрасте средствами игры, был проведен обобщающий этап исследования. Этот этап преследовал цель - выявить какие-либо индивидуальные изменения в развитии познавательных способностей.
Для того, чтобы выявить уровень развития ребенка на обобщающем этапе, после выполнения запланированных работ, была проведена рефлексия, результаты которой позволили установить необходимость игровых форм обучения.
Методы математической обработки данных представляются в диаграммах и гистограммах. Методы математической обработки данных анализа работ и рефлексии необходимы для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогли установить результат эксперимента, повысили надежность выводов, дали основания для продолжения исследования.
Основными задачами обобщающего этапа были:
1. Анализ тестов, работ (через составление индивидуальных карт).
2. Анализ рефлексий испытуемых детей.
3. Сопоставление и сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах.
II. Заключение
Анализируя проведенное исследование, можно судить об эффективности использования интеллектуальных игр для развития познавательных способностей, а именно внимания и мышления у младших школьников.
Поэтому, мы считаем, целесообразным проведение интеллектуальных игр и активное включение учащихся в этот процесс.
Таким образом, созданные мною организационно-педагогические условия и
выстроенная система педагогического воздействия способствуют активизации творческой деятельности обучающихся, развитию навыков проектно-исследовательской деятельности и повышению уровня воспитанности школьников.
Учитель должен сделать так, чтобы ребенок стал его соратником и союзником. Учитель должен направить его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование.
При организации интеллектуальных игр необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, так как младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в неё. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые ребенок, играя, принимает на себя, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка.
На разных этапах развития детям свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.
Для того чтобы игра была эффективным средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр необходимо выполнение следующих условий:
Содержание игры должно служить развитию и воспитанию. Игры должны быть обязательно:
эмоциональные (чтобы привлекали ребенка, доставляли ему удовольствие, радость);
познавательные, обучающие (ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить);
игры должны быть социально ориентированные.
Развитие интеллектуальных способностей снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта. Познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Развитие познавательных способностей связано с тем, что каждый ребенок проходит свой путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и способностей каждого ученика.
Таким образом, у младших школьников при изменении содержания и условий обучения, а также введение нового вида деятельности на уроках (игра, можно сформировать достаточно высокий уровень способностей к обобщениям и абстракциям.
В процессе игр многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляются аналитическая и синтетическая деятельность. Чем содержательнее игровые действия и правила игр, тем активнее действует ребенок. А это дает возможность педагогу формировать взаимоотношения детей: умение действовать по очереди в соответствии с правилами игры, считаться с желаниями участников игры, помогать товарищам в затруднениях. В ходе игры есть возможность добиваться проявления инициативы каждым ребенком в достижении поставленной цели. А это стоит того! Ведь когда вы видите светящиеся глаза встречающих вас счастливых детей, черпаете в них силы, вдохновение, то просыпается вера в себя и в то, что сможете подарить им сегодня что-то хорошее, ну хотя бы интересный урок.
«Вперёд, эрудиты!»
Игра 1.
Интеллектуально-познавательная игра «Вперёд, эрудиты!» проводится для учащихся 3-4 классов.
Цель её проведения - проверить умения, навыки, которые приобрели ребята за время обучения по всем предметам, расширять их кругозор, прививать интерес и любознательность.
Из учащихся начальных классов формируется 4 команды:
«Всезнайки»
«Умники»
«Почемучки»
«Мыслители».
В состав каждой команды входят по одному человеку из каждого класса (т. е. 8 человек). Назначается капитан команды. К каждой группе ребят прикрепляем "путеводителей" - ребят которые путешествуют от станции к станции с участниками игры.
Определяем станции:
«Юные математики»
«Природа и мы»
«Знатоки русской речи»
«Умелые ручки».
Разрабатываем маршрутные листы, которые вручаются командирам в начале игры. Далее, по ходу игры, их заполняют на станциях педагоги, которые организовывают работу с командами (по прибытию их на станцию) в классах (кабинетах).
Продумываем оформление станций (кабинетов) – красочные таблички на двери, в классах - необходимые схемы, карточки, плакаты, реквизит.
Игра начинается с общего построения всех учащихся. Команды под торжественную музыку выходят на построение. Каждая команда представляет свою визитную карточку (стихи, девизы, эмблемы).
Ведущий учитель объявляет условия игры, знакомит с участниками команды.
Дети читают стихи, поют песни.
В гости к ребятам приходят Старик Хоттабыч и Волька. Они достают из кувшина задания для участников команд и вручают их капитанам. Также вручаются маршрутные листы.
По сигналу команды отправляются на задания по станциям.
В фойе - диспетчерский пункт, где ребята отмечают прибытие со станции и получают разрешение отправиться на другую.
В конце игры подводят итоги :
1. Лучшая команда (по количеству баллов).
2. Приз зрительских симпатий (по профильным станциям).
Победителям вручаются грамоты, дипломы, участникам - памятные сувениры.