Микрюкова Светлана
Формирование речевой активности детей раннего возраста через создание безопасной и комфортной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
психологически комфортной
Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. В речи детей существует множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие при предметно - развивающей среды улучшает развитие речи у детей дошкольного возраста.
Публикация «Формирование речевой активности детей раннего возраста через создание безопасной и комфортной образовательной среды» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
В методической разработке рассматривается влияние предметно-пространственного окружения на речевое развитие ребенка; организация развивающей образовательной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО. Используя представленный в методической разработке практический материал воспитатель, может строить свою работу увлекательно и эффективно.
Предназначена педагогам, работающими с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Введение
«В пустых стенах ребенок не заговорит»
Е. И. Тихеева
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Актуальность работы определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка - дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Будучи ведущим средством общения, речь возникает из потребности в нем, являясь при этом одним из первых видов деятельности, которыми овладевает человек в онтогенезе. Ее появление обусловлено наличием у ребенка потребности в общении с окружающими. В процессе речевого общения формируются связи ребенка, устанавливаются основы социального поведения, происходит процесс познания и присвоения духовных и материальных ценностей.
Стандарт дошкольного образования предъявляет достаточно высокие требования к речевому общению дошкольника, которое должно содержать познавательную информацию, литературные образцы речи, обеспечивать диалог между сверстниками, взрослыми и произведениями искусств. В государственном стандарте также обозначены требования к педагогическим методам воспитателя, призванным стимулировать, развивать речь дошкольников. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения — формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
Чтобы обучение проходило наиболее эффективно, необходимо создание предметно - пространственной среды, способствующей развитию речи детей. Она формирует у ребенка интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию. Процесс развития ребенка и та искусственная среда, которую мы создаем для него, находятся в постоянном взаимодействии. Пространство, организованное для детей, может в одном случае быть мощным стимулом их развития, в другом - преградой, мешающей проявить речевые способности.
Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец, ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развивающей среды. Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует форми-рованию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения с взрослыми и сверстниками.
Созданная предметно-пространственная среда любой возрастной группы в ДОУ, учитывает психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.
Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.
Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.
Цель: развитие речи детей раннего возраста посредством организации предметно-развивающей среды в группе.
Задачи:
1. Развивать все компоненты устной речи детей : грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм, формируя активный словарь и воспитание звуковой культуры речи.
2. Поддерживать у детей познавательное отношение к театрализованным действиям (поддерживать желание ребенка к воспроизведению текста любимой сказки).
3. Создание развивающей предметно пространственной среды для побуждения детей к разнообразным действиям с героями сказок разнообразных театров
4. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия в театральных инсценировках.
Предполагаемый итог работы: Если в работе по развитию речи с детьми раннего дошкольного возраста использовать специально организованную предметно-развивающую среду, то возможно повышение их уровня развития речи.
1.1. Организация развивающей образовательной среды в группах раннего возраста с учетом ФГОС ДО
Главными задачами воспитания и обучения детей раннего возраста являются :
-сохранение здоровья ребенка,
-полноценное физическое развитие,
-развитие речи,
-развитие игровой деятельности,
-сенсорное развитие,
-формирование основных психических процессов,
- развитие умственных познавательных и творческих способностей.
Особенности возраста :
- чувственное познание окружающего мира
- высокая двигательная активность
- освоение «орудийных» способов действий в быту, игре;
- овладение активной речью;
- появление сюжетно - отобразительной игры. Игрушки и материалы:
- для развития движений;
- для развития игровой деятельности;
- для экспериментирования (центр воды и песка);
- для детского творчества;
- развивающие игры и игрушки
(сенсорный стол, дидактические игры).
В группах для детей 2-3 лет
Ведущей деятельностью является предметная, но именно в раннем возрасте зарождается сюжетно-ролевая игра.
В этом возрасте все игрушки среднего размера, позволяющие более разнообразно
использовать окружающее малыша пространство, создавать более развернутые и содержательные сюжеты.
Игровое поле расширяется, здесь необходимо предусмотреть:
- место для игр с дидактическими игрушками;
- место для игр с двигателями, строительным материалом (чаще для игр
мальчиков);
- 2/3 игрового пространства для игр с куклами и сюжетными игрушками (чаще для игр с девочками).
Для развития малышей важно изменение (трансформация) предметно- пространственной среды, добавление новых элементов примерно раз в 2-3месяца.
Пространство группы варьируется за счет использования ширм, конструкций из крупных модулей, подвесных пологов, качелей, комбинирования столов и стульев, в зависимости от образовательных и развивающих задач.
При этом важно сохранять неизменными привычные, важные для малышей места, связанные с режимными моментами (место для одевания и раздевания, место для туалета и для мытья рук, место для принятия пищи и для сна) и места расположения любимых игрушек.
Остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении
каждой зоны или уголка.
1. Игровая зона.
Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Именно в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей
производить действия в умственном плане, осуществляя психологические замены реальных объектов.
Игровая зона должна, прежде всего, соответствовать гендерным требованиям -
разграничиваться по половозрастным различиям детей, то есть зона для мальчиков и зона
для девочек.
2. Зона уединения.
Ее психологическая направленность: предоставление ребенку возможности
ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий, сопряженных со
стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям, возможности просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.
Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из
легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д. или из
лент.
Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность.
3. Зона художественно-эстетического творчества способствует:
• развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру;
• приобщению их к изобразительным видам деятельности;
• музыкальному развитию детей;
• приобщению к театрализованной деятельности;
• развитию эмоционально-волевой сферы детей.
То есть в эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок,
театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок.
Психологическая направленность Зоны художественно-эстетического творчества
заключается в следующем:
В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть
внимательным и усидчивым. Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение,
умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила.
4. Спортивная зона.
Ее психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме. Согласно принципу полифункциональности, шкаф, где располагаются атрибуты, можно сделать передвижным.
5. Конструктивная зона. Конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного и мелкого конструктора, кубиков и т. д. Психологические аспекты этой зоны: развитие конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца.
6. Зона экспериментирования.
Ее психологическая направленность: снятие стресса, снижение нервнопсихической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию,
умение размышлять и делать простые умозаключения.
Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами. Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе.
Песок любят в педагогике за его способность стимулировать руку малыша к разным действиям. Песок хочется перебирать, пересыпать, просеивать, сжимать, похлопывать и др. Никакая пальчиковая игра не заменит всего этого многообразия движений.
Кроме того, песчинки способствуют тактильной стимуляции кожного покрова ладоней, а вместе с этим оказывают развивающее воздействие на головной мозг. Включение в песочницу дополнительных элементов (фигурок, совочков и формочек, природных материалов и др.) может усилить стимулирующий эффект, поддерживая у ребенка более длительный интерес к песку и внося разнообразие в его действия. Это также отличный способ положить начало развитию игровых навыков.
7. Зона сенсорного или познавательного развития.
Психологическая направленность - развитие всех видов восприятия, создание
условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и
тактильных ощущений, речевого и психического развития детей, их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними. При наличии возможности может быть обеспечено подключение всех групповых, а
также иных помещений Организации к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр. Компьютерно-техническое оснащение Организации может использоваться для различных целей:
– для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др. ;
– для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы;
– для предоставления информации о Программе семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
– для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы и т. п.
Каждая из зон может быть оснащена соответствующей картотекой, например, картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей и т. д.
Показатели оценки качества развивающей предметно-пространственной среды в
группе:
- положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
- отсутствие конфликтов среди детей;
- наличие продуктов детской деятельности; - динамика развития ребенка;
- невысокий уровень шума.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение, легок и инициативен в контактах с взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен
в принятии решений, видно, что ходит в детский сад по необходимости.
Поэтому в современных методиках обучения принципиальным является положение о необходимости стимулирования положительных эмоций.
1.2. Влияние предметно-пространственного окружения на речевое развитие ребенка
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности и служит основой для полноценного развития личности каждого малыша. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, наблюдении на прогулке, в игре, в обсуждении чего-либо зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками и статусное положение в сообществе.
Влияние предметно-пространственной среды на речевое развитие детей достаточно велико : разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и социальное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды. Творческое развитие ребенка дошкольного возраста успешно формируется в условиях предметно-развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
Для качественного внедрения проекта должна быть правильно создана предметно-развивающая среда. Был создан центр театрально-речевого развития, представляющий возможность ребенку действовать индивидуально. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых и театрализованных игр: пособия для проведения артикуляционных упражнений, картотеки потешек, игр на развитие дыхания (приложение № 1, художественного слова с элементами театрализации для всех режимных моментов (приложение №3,комплексы пальчиковых игр (приложение №2, физминуток, конспекты театрализованных игр и инсценировок (приложение № 4); пособия, способствующие развитию детей : материалы для рассказывания, художественная литература, разнообразные дидактические, настольно – печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, разные виды театра, которые были изготовлены совместно с родителями.
Настольный кукольный театр: конусный театр, резиновой игрушки, вязанной игрушки, театр кружек театр на палочках.
Театр на руке: пальчиковый, перчаточный.
Стендовый театр: на фланелеграфе.
Верховые куклы: Бибабо.
Этапы внедрения.
Реализация проекта предполагает три этапа.
Подготовительный этап (сентябрь – октябрь)
(Изучение ситуации, подготовка к осуществлению проекта).
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Постановка цели и задач, составление плана работы.
• Составление перспективного плана.
• Подборка упражнений для пальчиковой гимнастики.
Основной этап реализации (ноябрь – апрель)
• Совместная деятельность педагога с детьми.
• Пополнение (приобретение и изготовление) дидактического материала.
• Обогащение развивающей среды.
• Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к театральной деятельности.
Заключительный этап (май)
• Анализ результатов.
Вывод:
Речевое взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Возрастает количество речевых контактов между сверстниками, которые возникают спонтанно, по инициативе самих детей.
Насыщенная предметно-развивающая среда становится основой для организации увлекательной содержательной жизни и разностороннего развития ребенка.
Правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Организация предметно-пространстаенной среды в группе для развития речи детей дала положительный результат:
• дети активно используют в речи новые слова и понятия;
• на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемые для художественного воплощения замысла;
• использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности;
• дети стали более раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
• научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны.
Заключение
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта речь. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно–развивающей среды. Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Педагоги особое внимание должны уделять предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.