Сулейманова Гульсина Юнусовна
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Пояснительная записка:
Мною записан опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера.
Публикация «Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период активного развития познавательной деятельности от 1 года и 6 месяцев до 7 лет. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логике. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Использовать развивающие игры в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Главные принципы этих игр - интерес - познание – творчество - становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста. С учетом актуальности проблемы организации образовательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, была разработана программа интеллектуально-творческого развития детей 5-7 лет, работа проводилась в три последовательных этапа: средняя, старшая и подготовительная группы.
Цель программы : Повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры.
Задачи:
• Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных особенностей.
• Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мышление : анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
• Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
• Развивать речь. Учить аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
• Воспитывать навыки самоконтроля, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
• Формировать представление о математических понятиях: множество, число, величина, форма, пространство, время. Закрепление умений и навыков в счете, вычислениях, измерениях.
При составлении программы использовались следующие игровые технологии:
1. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет Т. Г. Харько и В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которая представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.
2. Технология Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», которая предполагает развитие творческих способностей детей с помощью развивающих игр Никитина.
3. Технологии З. Дьенеша и Х. Кюизенера, направленные на раннюю логическую пропедевтику и подготовку мышления детей к усвоению математики.
Организация образовательной деятельности.
Программа рассчитана на образовательную деятельность в ДОУ во второй половине дня. Проводится в течение трех лет. Продолжительность каждой образовательной деятельности с учетом возраста воспитанников и в соответствии с требованиями санитарно эпидемиологическими нормами должен составлять 20-25 минут. образовательная деятельность проводят один раз в неделю и как правило проходит в игровой форме. Должно быть творчески - интересное содержание, проблемно – поисковые задачи. Данная методическая разработка поможет педагогам планомерно и последовательно использовать предложенный материал для развития интеллектуальных и творческих способностей у детей 5-7 лет.
Она может быть полезна воспитателям дошкольных учреждений и педагогам дополнительного образования.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность организуется в группе ДОУ, оборудования должны соответствовать с санитарно-эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка необходим комплект всех, используемых в работе дидактических пособий.
Результаты освоения программы отслеживается в начале и в конце учебного года в ходе диагностики познавательных процессов, которая проводится педагогом-психологом ДОУ. По результатам диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в каждый возрастной период. Все результаты заносятся в сводную таблицу. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы.
Интеграция образовательных областей:
1. Образовательная область «Познание» - это развитие психических процессов у детей внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора детей, сенсорное развитие.
2. Образовательная область «Коммуникация» - это развитие коммуникативных навыков в процессе свободного общения педагога с детьми и родителями, пополнение словаря детей, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения.
3. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - это чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
4. Образовательная область «Художественное творчество» - это развитие продуктивной деятельности детей.
5. Образовательная область «Социализация» - это приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
6. Образовательная область «Музыка» - это приобщение к звукам природы и музыки через аудиозаписи.
7. Образовательная область «Труд» - это воспитание уважительного, ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
8. Образовательная область «Здоровье» - это формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток.
Результат:
1. Дети научатся обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
2. У детей будут сформированы основные мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
3. Появятся навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, навыки взаимодействия друг с другом, дети научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
4. Расширится представление о математической терминологии.