Наталья Алыкова
Методическая разработка для старшеклассников «Психологическая подготовка к ЕГЭ»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд1
Титульный лист
Слайд 2
Предэкзаменационный и экзаменационный период — это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку, и в наших силах помочь им снизить это напряжение.
Публикация «Методическая разработка для старшеклассников „Психологическая подготовка к ЕГЭ“» размещена в разделах
- Психология школьников
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
• Практика последних лет показала, что для успешной сдачи ЕГЭ недостаточно только знаний по предмету и процедуры проведения экзамена. Особую роль в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ принадлежит интеллектуально-психологической готовности.
Слайд 3
• Наиболее значимые причины волнения для учащихся:
*сомнение в полноте и прочности знаний;
*умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
*сомнение в собственных способностях;
*психофизиологические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе;
*стресс в незнакомой ситуации;
*стресс ответственности перед школой и родителями.
Слайд 4
Условно можно выделить следующие группы трудностей ЕГЭ для выпускников: когнитивные, личностные, процессуальные, мотивационные, эмоциональные.
• Когнитивные трудности связаны с особенностями переработки информации в ходе ЕГЭ, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объёмом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета.
• Личностные трудности обусловлены особенностями восприятия обучающимися ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку со стороны взрослых. Следствием личностных трудностей является повышенный уровень тревоги выпускников на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.
• Процессуальные трудности связаны с самой процедурой ЕГЭ. Преодоление этих трудностей направлено на овладение специфическими особенностями процедуры проведения экзаменов. Здесь помогают репетиционные процедуры ЕГЭ
• Мотивационные трудности – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей. Важно сформировать у подростка мотив к сдаче экзаменов, показать перспективу.
Ведущие Российские психологи дают следующие психологические рекомендации педагогам по подготовке учащихся к ЕГЭ :
Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена
Слайд 5
Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки
Помогайте подростку поверить в себя и свои способности
Помогайте избежать ошибок
Поддерживайте выпускника при неудачах
Учитывайте во время подготовки индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
Слайд 6
Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку
Слайд 7
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение взрослых, и если они в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Слайд 8
Советы классным руководителям
Классный руководитель является своеобразным создателем эмоционального фона детского коллектива. Положительный результат даёт система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками.
Слайд 9
Ключевые позиции данной системы:
*направленность на формирование позитивного отношения к ЕГЭ; *осуществление постоянной связи «родитель – учитель – ученик»;
*оказание всесторонней помощи обучающимся на протяжении всего периода ЕГЭ.
Слайд 10
В процессе психологического сопровождения ребёнка одним из важнейших аспектов является здоровьесберегающее направление, поэтому всем взрослым участникам образовательного процесса необходимо:
*внимательно относиться к состоянию каждого обучающегося, оценивать его настроение и эмоциональные реакции;
*соблюдать рациональный режим труда и отдыха;
Слайд 11
• Создать оптимальные условия среды обучения (микроклимат, освещённость, школьное оборудование и т. д., которые соответствуют гигиеническим нормативам и требованиям;
• Организовать режим учебных занятий с учётом динамики умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, года:
• Обеспечить и поддерживать двигательную активность ребёнка; правильную рабочую позу при разных видах деятельности; охрана зрения и слуха;
• Создавать положительный эмоциональный фон обучения;
• Избегать сравнения с другими детьми, в ситуации когда налицо высокая утомляемость необходимо проявить тактичность и не упрекать ребенка в лени или несобранности
Слайд 12
Рекомендовать оптимальный режим учебы и отдыха:
– 1-1,5 часа сна при приходе из школы, отход ко сну не позже 22.30,
продолжительность сна – не менее 9 часов;
– при непосредственной подготовке к ЕГЭ – занятия по 1,5 часа с
перерывами по 30 минут.
Слайд 13
Педагогическая помощь
1. Рассаживайте тревожных учеников в середине класса или ближе к себе.
2. Спрашивайте в середине урока.
3. Подсказывайте родителям и тренируйте на уроках наиболее успешные для учеников приемы усвоения материала.
Слайд 14
Как преодолеть ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ и какие существуют приемы антистрессовой защиты.
*выражайте и прорабатывайте эмоции,
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!
Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического).
Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.
• изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;
• мните, рвите бумагу;
• кидайте предметы в мишень на стене;
• попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;
• поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен…», «Меня это обидело…»);
*визуализируйте,
Человек, вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.
Это состояние называется ресурсным, и, научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.
*действуйте и творите
Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации, выполняет роль громоотвода. Можно навести порядок на рабочем месте; Любая творческая работа может исцелять от переживаний: рисуйте, танцуйте, пойте, лепите, шейте, конструируйте.
*отвлекайтесь
Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.
Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»
Слайд 15
Поможет дыхательная гимнастика!
-Успокаивающее дыхание –выдох в два раза длиннее вдоха.
-Мобилизующее дыхание –вдох в два раза длиннее выдоха.
Слайд 16
Представьте себе, что на протяжении 11 лет обучения ребенка в школе мы строим дом. Построенный дом – это тот результат, который мы получаем на выпускных экзаменах. У каждого из нас в строительстве этого дома есть своя функция: кто закладывает фундамент, кто-то строит лестницы, кто-то кладет крышу, кто-то украшает фасад. Подумайте, что делаете вы на ваших уроках. С чем бы вы сравнили свой вклад в строительство этого дома. У каждого из нас есть свой маленький вклад в это большое дело, но только все вместе мы добиваемся того, чтобы этот дом был построен.