Юлиана Нуруллина
Консультация для родителей «Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня, в Центре детского творчества г. Сибай состоялось собрание с участием психотерапевтов из г. Уфы на тему психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. На собрание были приглашены руководители дошкольных и школьных учреждений, педагоги и представители родительского комитета.
Наши детки еще только посещают детский сад, однако, тема очень актуальна и будет полезна всем родителям, тем более, что у многих из нас есть дети школьники.
Публикация «Консультация для родителей „Психологическая подготовка к ОГЭ и ЕГЭ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Первое, о чем было сказано на собрании, это фактор стресса. Стресс встречается очень часто в нашей повседневной жизни. Одна из причин стресса – отсутствие физической активности. Мы много сидим, много думаем, но мало двигаемся. Отсутствие физической деятельности не дает выхода стрессу из организма.
Экзамен для школьника – это стресс. Ребенок реагирует на стресс активным и пассивным образом. Учащение сердцебиения, повышение давления характерно для активного реагирования на стресс. Активное реагирование на стресс может спровоцировать сердечнососудистые заболевания. Пассивное реагирование на стресс характеризуется снижением активности, ребенок «замирает», «замыкается», сжимается внутренне. Пассивное реагирование может спровоцировать желудочно-кишечные заболевания.
Причина стресса – страх:
Страх «а вдруг не сдам»;
Страх недостаточной подготовки к экзамену;
Страх из-за волнения и переживаний не угодить ожиданиям близких людей, родителям, учителям.
В этой связи уместно высказывание Дипака Чопра «дорогой мой ребенок, ты можешь совсем не работать и я буду обеспечивать тебе беззаботную жизнь, но ты обязан учиться, чтобы раскрыть свои уникальные таланты, которыми наделил тебя Бог». То есть, невозможно заставить ребенка трудится насильно, необходимо вызвать интерес к обучению через развитие его талантов. В то же время, нельзя насильно нагружать ребенка кружками, дополнительными занятиями, которые не вызывают у него интерес.
Одна из причин детского стресса – боязнь несоответствия ожиданиям родителей. Нужно понять, что ребенок не может выявить свои психологические трудности и не всегда может о них рассказать. Здесь важно быть внимательным к поведению и внутреннему состоянию ребенка.
Одна из весомых причин, почему волнуются дети – это индивидуальные психофизиологические и личностные особенности: тревожность, стресс, физическое развитие. Одной из личностных особенностей является гиперактивность. Гиперактивность является результатом эмоционально-волевой незрелости, вызванной гипоксией и т. п. Данная эмоционально-волевая незрелость успешно лечится и проходит к подростковому периоду, если только родители не постараются в том, чтобы гиперактивность переросла в невроз. Категорически нельзя запрещать ребенку двигаться, сковывать его движения, активность, наоборот, чаще нужно гулять с такими детьми, заниматься творчеством. В некоторых случаях при рекомендации врача принимать медикаментозное лечение. При гиперактивности показано применение омега 3.
Нельзя говорить ребенку – «ты не сможешь», «ты это не сдашь», «у тебя ничего не выйдет». Не программируйте в ребенке неудачи. Наоборот, всячески поддерживайте – «ты справишься», «у тебя все получится», «сегодня ты особенно постарался, молодец».
Основа психического равновесия у ребенка – это безопасность. Ребенок должен быть уверен в своей безопасности, в отсутствии каких-либо угроз. Необходимо дома создать благоприятную психологическую спокойную атмосферу. Исключить раздражители, чтобы ничего не мешало ребенку спокойно проводить время дома, заниматься, расслабляться.
Как преодолеть предэкзаменационную тревожность? По возможности, приспособить ребенка к окружающей среде:
побывать на месте проведения экзамена, обсудить недостатки, расположение;
в обыденной речи переименовать слова «ЕГЭ» или «ОГЭ» в «тест», «экзамен»;
не накручивать ребенку мысли о несдаче. Зачастую, родители скидывают свой страх перед экзаменом на ребенка, накручивая ему всю ответственность и тревожность. Этого не должно быть;
проговорить с ребенком все его страхи на экзамене заранее, помочь продумать его действия в том или ином случае;
проговорить, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат.
Необходимо проговорить все страхи, этапы их преодоления. Рекомендуется использование десенсибилизации (поэтапного снижения страха перед экзаменом) :
составить лесенку ситуаций, вызывающих страх;
представить, как будет проходить экзаменационный день (подъем, выслушивание родительских наставлений, сбор возле школы, разговор с друзьями, поход к месту экзамена, рассаживание, получение билетов, решение заданий). Необходимо представить каждый этап, расслабиться, представить свои действия.
Родителям следует дать указания на снижение страха «все твои страхи остаются со мной, они будут передаваться мне, а ты спокойно решай свои задания» и т. п. Родителям необходимо позитивно настроить ребенка, придать уверенности, что все получится, заставить поверить в лучшее.
Для снятия напряжения с утра следует выпить теплой воды, зевота способствует эмоциональной разрядке, использовать дыхательную гимнастику для снятия блоков и напряжения (полезно и родителям).
Что делать на экзамене:
Будь внимательным!
Соблюдай правила!
Сосредоточься!
Не бойся!
Начни с легкого!
Пропускай непонятные задания!
Читай до конца!
Думай только о текущем задании!
Запланируй два круга!
Угадывай!
Проверяй!
Не огорчайся!
В процессе учебной деятельности рекомендуется практиковать релаксацию, слушать дома с детьми спокойную музыку, звуки природы, обнимать детей, сохранять спокойствие внутри семьи.
Родителям рекомендуется разработать собственную стратегию при подготовке к экзамену : не перегружать ребенка, обеспечить полноценное питание, исключить вредные продукты. Включить в рацион лимоны, бананы, чернику, белковые продукты, рыбий жир.
Внушать ребенку о полезности продуктов «ты ешь банан, а это гормоны счастья, сейчас счастье находится внутри тебя». Исключить всяческий негатив. В свою очередь необходимо формировать ответственность перед жизнью, развивать интерес к обучению, получению знаний («знаменитые великие люди стремились к знаниям»).
Важно сказать перед экзаменом:
экзамен – не конец жизни;
делай что должен и будь что будет;
если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
независимо от результата экзамена, от всей души скажите, что он (она) самый любимый в мире человек.
Таким образом, самый эффективный способ профилактики детских стрессов - это уверенность ребенка в том, что его любят, что он нужен, не смотря ни на что. Ребенок должен быть уверен, что родители всегда помогут ему в любой ситуации, помогут решить любую проблему. Важно стать другом, чтобы ребенок мог доверить свои проблемы и свои удачи родителям. Правильные жизненные установки формируются в благополучной, спокойной семейной среде. Ребенок должен осознавать, что он нужен и необходим.