Лучший педагог года

Методическая разработка «Казачество в ДОУ»

Ольга Сафонова
Методическая разработка «Казачество в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая разработка

Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема:

филиал

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Теремок»

Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей

Тема: «Казачество в ДОУ».

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Сафонова О. А.

Ст. Новозолотовская 2017г.

Публикация «Методическая разработка „Казачество в ДОУ“» размещена в разделах

Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти, и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от старшего поколения, родителей, дедов и прадедов, сохранивших культуру родного края, уважение и бережное отношения к семейным реликвиям.

«Особо хочу сказать о казачестве. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи». (Российская газета 20 февраля 2012 г.)

В. В. Путин.

Актуальность

«Сам факт возрождения казачества говорит нам о действии благодати Божией в человеческой истории…Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковленность, жертвенная готовность защищать наши ценности. Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая-либо иная социальная группа старого общества».

«Казачество — это часть нашей культуры, очень яркая часть российской культуры».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С малого родника берет начало большая величавая река. Так и любовь к большой великой Родине закладывается в детстве. Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Именно в детском возрасте нужно возбудить в душах детей интерес к своему народу, его культуре, истории, зародить в их сознании чувство любви к Родине, принадлежности к великому народу. Дать детям то ценное, что создано казачеством за его историю.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть казачьего народа.

Необходимо широко использовать все виды казачьего фольклора (песни, частушки, былины, легенды, сказки, игры). В народном творчестве как нигде сохранились особые черты характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Большое место в приобщении детей к культуре казачества должны занимать народные праздники и традиции, обряды. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, животных.

Цель:

Формирование у старших дошкольников гражданственности, патриотизма, активной гражданской позиции, чувство любви к прошлому, настоящему и будущему родного края, города, своего народа.

Задачи:

Изучать историю донского края, обычаи, традиции и культуру донских казаков;

Формировать гражданственные и патриотические чувства, любовь к Отечеству;

Способствовать развитию у детей познавательного интереса к обычаям и творчеству народной культуры донских казаков;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение в процессе восприятия традиционно-песенных произведений и реализации собственных исполнительских навыков;

Прививать чувства любви к родителям, близким, изучать и сохранять семейные традиции донских казаков;

Формировать чувство любви, бережного отношения к родному городу, его культуре, природе, достопримечательности.

Сопутствующие задачи по ознакомлению детей с основными чертами и понятиями культуры и истории донского казачества :

- формирование представлений о традиционной семье казака; знакомство с семейным укладом, обычаями и обрядами, показ роли семьи в сохранении и передаче традиций;

- знакомство детей с понятием «курень» – дом, избой - как феномен культуры, как средоточие основных жизненных ценностей человека, счастья, достатка, единства семьи и рода;

- ознакомление с основными занятиями казачества : земледелием, пчеловодством, рыболовством, орудиями производства;

- знакомство с изделиями и технологиями традиционных ремёсел – ткачество, вышивка, гончарное искусство, искусство резьбы по дереву, плетение из лыка и бересты и т. д.

- знакомство детей с фольклором казачества. Особое внимание обратить на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа, с природой;

- освоение старинных детских игр, обогащение речи ребёнка пословицами, поговорками, загадками, знакомство с мифами и легендами;

- через личное участие ребёнка в праздниках народного календаря ознакомление с историей, содержанием, обрядами и обычаями некоторых из основных народных праздников.

Планируемые результаты:

Приобщая детей к историческим данным родной культуры, традициям донского казачества, мы развиваем личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так, как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. Поэтика донской песни, сказки, былины неразрывно связана с поэтикой общерусской. Дети, познакомившись с фольклором казачества, детскими играми, сказками, мифами, легендами, обогатили, расширили свой словарный запас, систематизировали знания о культуре донского казачества.

Как несёт Дон батюшка свои воды, так быстра и стремительна наша жизнь. Всё течёт и меняется. Последние четверть века мы много делаем для возрождения казачества. Почему эта проблема не теряет своей актуальности в наши дни? Наверное, потому что человек всегда ищет основу для себя, он не может жить без духовной опоры и нравственных ориентиров. Детский сад «Сказка», где я работала 29 лет, имеет статус казачьего учреждения, как и многие сады нашего города, и района. Все эти годы, даже когда Д\сад не имел статуса казачье ДОУ, мы изучали культуру, традиции донского края. Проводили массу мероприятий, «Покров на Дону», «Казачья капустная вечёрка», «Рождественский вечерок», «Масленица на Дону», «Казаки на защите Отечества», «Встречаем Пасху», «Троица», «Проводы казаков в армию». В ДОУ разработан план работы с родителями по приобщению их к истокам казачьей культуре, где предусмотрены родительские собрания, консультации, развлечения, семинары, круглый стол и другие формы работы.

Так на родительском собрании «Приобщение детей к истокам родной культуры, казачьим традициям и обычаям» педагоги знакомят детей и родителей с лучшими традициями, жизнью и бытом Донских казаков. Например: казаки почитали старшего в семье, любили оружие, сабля казака всегда висела на стене в курене, верный друг казака – конь и т. д.

Стали традиционными в ДОУ и совместные праздники «Покров на Дону», «Рождественские встречи», «Троица», ярмарки, семейные посиделки «За казачьим столом», в которых активные участники - родители. Всё это проходит в обстановке любви детей и родителей к Родине, казачьей культуре.

Ежеквартально выпускаются семейные газеты «Моя семья – семья казака», «Казачьему роду нет переводу» и др. Темы родители предлагают сами. В ДОУ работает художественная галерея «Вернисаж» – выставка совместного творчества детей, родителей и педагогов, которая меняется в соответствии тематике, народным, календарным праздникам и пр.

Силами родителей для ребят детского сада приобретены казачьи костюмы для мальчиков и для девочек, атрибуты казачьего быта, картины с Донским пейзажем.

Воспитательная система МБДОУ, направленная на включение каждого ребенка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую. Согласно целям и задачам, нравственно-патриотическая воспитательная система детского сада представлена тремя составляющими: Учебная деятельность.

Учебная деятельность, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками: - «Казаки и казачата» - «Краски и литература Тихого Дона» - «Народные праздники и традиции Донского края». Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок.

Досуговая деятельность. Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия. Взаимодействие с социумом. Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ.

В совместной деятельности предлагается использование дидактических, народных и казачьих игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия. Взаимодействие с социумом. Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания. и развития у детей.

Мы, музыкальные руководители Семикаракорского района, считаем, что именно казачество, в основе которого лежат идеи православия, единства, равенства, безграничной любви к Родине, поможет нам воспитать детей более нравственно крепких и сильных, толерантных и справедливых. Изучение национальных, этнографических традиций и обычаев казачества, изучение истории развития донского края, воспитание уважения к героическому прошлому донских казаков, приобщение детей к духовному богатству многих поколений способствует развитию творческой активности детей, делает их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.

Донская земля имеет уникальные самобытные традиции, своими корнями, уходящие в народную культуру, включающую в себя все многообразие обрядов, ритуалов, праздников, промыслов и ремесел.

Одной из приоритетных задач государственной политики является сохранение и развитие казачьей культуры.

В современном обществе интерес к казачеству – уникальному явлению отечественной истории и современности, огромен. Казачество во все времена считалось самым патриотичным слоем общества.

В основе казачьей идеологии и морали всегда лежало выполнение воинского долга перед Отечеством. Этот долг казаки честно исполняли во всех войнах. Патриотизм, неразрывно связанный в России с преданностью престолу и вере предков, был краеугольным камнем казачьей психологии. Формула «За Веру, Царя и Отечество» определяла основные направления воспитания молодых казаков и служила в дальнейшем их «символом веры» на протяжении всей жизни.

Современное казачество – это движение, несущее в себе традиции воспитания граждан-патриотов, горячо любящих свою Родину и способных успешно выполнять свои гражданские обязанности.

Многовековая история казачества сложила особую народную традицию, которая может являться основой для возрождения казачества и его культуры.

В вопросах патриотического воспитания крайне важна ценность народных казачьих песен, обрядов, сказок, пословиц и поговорок.

С точки зрения влияния песен казаков на патриотическое воспитание, являются именно исторические и походные песни, в которых отражается жизнь казака, прославляется казачье братство и товарищество, любовь к родному краю.

В нашем Семикаракорском районе, сохраняются замечательные исторические традиции донского казачества, которое прошло долгий исторический путь развития и становления.

В практике воспитательной работы в духе традиций казачества в наши дни применяются самые разные формы работы. В этой связи можно назвать и наши региональные фестивали и конкурсы «Казачий круг», «Откуда мы? С Дона!», «Мой край – моя Донщина», которые на протяжении десятилетий проходят в Семикаракорском районе, по инициативе казачьего общества при поддержке департамента районного отдела культуры, администрации города.

В дни проведения фестивалей организовываются выставки, уголки и мини-музеи традиционной казачьей культуры и быта, проводятся конкурсы.

. Деятельностью по сохранению и поддержке казачьей культуры также занимаются культурно-досуговые учреждения, библиотека города.

Одним из важных направлений развития казачьей культуры является изучение и популяризация казачьих традиций. Главную роль в реализации данного направления играют общеобразовательные учреждения и конечно детские сады Семикаракорского района, имеющие статус казачьего ДОУ. Слава чести казака считалась достоянием его семьи, рода, станицы, войска. Казака всегда отличало чувство ответственности, умение держать слово, принимать решение не только за себя, но и за товарищей. Казачий дух это дух верности, доблести, мужества и товарищества.

Хранить и развивать казачьи традиции, культуру, способствовать более глубокому изучению истории Русской Армии и Государства Российского - такова основная направленность казачьих ДОУ.

Сегодня казачество вновь помогает стране, укрепляет рубежи нашей Родины, воссоздает её воинскую славу и доблесть. Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, готовность защищать наши ценности. Нам необходимо восстанавливать то утраченное культурное наследие, связанное с именами героев казачества, укреплять связь поколений.

Важной задачей в вопросах популяризации казачьей культуры является информационное обеспечение населения о деятельности учреждений культуры и казачьих обществ. В нашем городе, Семикаракорске, в средствах массовой информации постоянно освещаются казачьи праздники, поездки творческих коллективов в соседние районы.

Именно в традиционной культуре наше общество может обрести точку опоры, необходимую для очередного исторического рывка, для обретения новой национальной идеи, вокруг которой будет формироваться завтрашний день России.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка деловой игры с педагогами ДОУ «Управление детским экспериментированием» Методическая разработка деловой игры с педагогами МБДОУ «Управление детским экспериментированием».Разработал: старший воспитатель МБДОУ.

Методическая разработка для воспитателей «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ» Методическая разработка для воспитателей:«Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения».

Методическая разработка «Игровые технологии и их использование в ДОУ» Игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного.

Методическая разработка «Уголок единения» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Детский сад «Улыбка» г. Долинск Сахалинской области. ВЫПОЛНИЛ:.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного.

Методическая разработка «Организация музыкального праздника в ДОУ» О чем мечтает круглый год каждый ребенок? Конечно о празднике - красивых и ярких подарках, веселых хороводах, красочном карнавале, задорных.

Методическая разработка занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по физическому развитию в ДОУ «Чудесный сон»Методическая разработка занятия с использованием здоровьесберегающих технологий по физическому развитию в ДОУ «Чудесный сон» b]Открытое физкультурное занятие «Здоровьесберегающие технологии для дошкольников младшего возраста»[/b] Тема: «Чудесный сон» Цель:формирование.

Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ»Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ» Методическая разработка в средней группе № 13 «Колокольчики» «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ».

Праздник «День матери». Сценарий для ДОУ с использованием регионального компонента «Казачество»Праздник «День матери». Сценарий для ДОУ с использованием регионального компонента «Казачество» Праздник «День Матери». Сценарий для ДОУ Цели: 1) воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помочь им; 2) создать теплый нравственный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Казачество в ДОУ»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 19:38
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Казачество в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сафонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД