МАРИНА ДЫМЕНКО
Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для педагогов и родителей
«Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста»
1. Пояснительная записка
Данное методическое пособие представляет собой яркий коврик, на которой нашиты разнообразные элементы: ленты, пуговицы, молнии, шнуровки, а также имеющую дополнительный материал: прищепки, животные, изготовленные из фетра.
Публикация «Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
В период адаптации коврик способствует облегчению переживаний ребёнка в связи с расставанием с близкими людьми, а также для того чтобы наладить доверительный контакт с педагогом. Также данный коврик развивает сенсорное развитие детей.
2. Основная часть
Ранний возраст – очень важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире.
В первые три года жизни ребёнка закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, такие как:
познавательная активность,
любознательность,
уверенность в себе и доверие к другим людям,
целенаправленность и настойчивость,
воображение,
творческая позиция и многое другое.
Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что закладывается в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется с ним на всю жизнь.
Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.
Актуальность
Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста : стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребёнка.
В период адаптации необходимо создать такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забыл бы о своих переживаниях и играя, последовательно развивался.
В связи с вышеизложенным использование методического пособия «Адаптационно – дидактический коврик», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Цель
Целью создания дидакического коврика является реализация современных требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно - исследовательской сферы, ориентировочной деятельности.
Задачи
1. Задачи, которые поставлены в ходе создания пособия:
2. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
3. Совершенствовать психические процессы у детей: восприятие, внимание, память, ощущение, мышление.
4. Развивать познавательную, исследовательскую активность.
5. Развивать коммуникативные способности.
6. Развивать необходимые навыки для самообслуживания: умение застегивать и расстегивать пуговицу и замок, липучку.
Помимо установления контактов в период адаптации, данное пособие интегрирует со всеми образовательными областями по ФГОС ДО, это:
Физическое развитие (ребенок развивает мелкую моторику)
Социально – коммуникативное (главное назначение юбки)
Познавательное (развитие сенсорных эталонов)
Речевое (предпосылки к коммуникативному развитию)
Художественно – эстетическое (развитие творческих способностей)
При создании коврика были соблюдены некоторые обязательные правила.
коврик должен быть удобен для детей и педагога
коврик должен соответствовать гигиеническим требованиям
коврик должен быть многофункциональным
коврик должен быть привлекательной для детей
коврик служит не только пособием для сенсорно – моторного развития. Действуя с предметами, ребенок приобретает навыки самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Коврик разделен на 4 части
1 часть – ленточки, шнуровка. (развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов, формирование умения сравнивать).
2 часть – сенсорные мешочки, сюрпризный кармашек. (проявление познавательного интереса, развитие воображения, расширение активного словаря).
3 часть – липучки - формы. (развитие навыков самообслуживания, отстегнуть – застегнуть липучки, изучение форм, животных).
4 часть – липучки, пуговки, пальчиковый театр. (развитие мелкой моторики рук, развитие навыков самообслуживания, развитие воображение, активизация речи).
Заключение
коврик привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. В процессе игр, дети отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми в процессе адаптации к образовательному учреждению. Между педагогом и ребенком устанавливается зрительный, эмоциональный, а затем и вербальный контакт, необходимый для теплых и доверительных отношений.
развивающий коврик все детали можно снять, поменять, добавить. Коврик можно интегрировать под любое занятие и использовать в разных дидактических играх.
Игры можно сопровождать стихами и потешками.
Адаптационно – дидактическая коврик служит прекрасным помощником в адаптационный период и является отличным дидактическим пособием. Игры с ковриком стимулируют познавательную, исследовательскую активность, способствуют развитию восприятия, внимания, творческих способностей, эмоционально-волевой сферы, речи (пополнение пассивного и активного словаря, формирование фразовой речи и т. д.). Ребенок сравнивает, устанавливает сходство и различия предметов по их признакам – качеству материала, цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Яркая, привлекательная юбка превращает воспитательницу в волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует себя спокойно и комфортно, которая собирает вокруг себя детей и увлекает их интересной игрой.
Список литературы
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.
3. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2005.