СВЕТЛАНА МАТИРНАЯ
Конспект занятия для детей старшей группы «Мой мир. Человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка для детей старшей группы.
Образовательная область «ПОЗНАНИЕ».
Тема «Мой мир. Человек»
Оборудование: мультимедийный проектор
Цель:
Познакомить детей с окружающим миром живой и неживой природы,
с ролью человека в мире.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Мой мир, Человек“» размещена в разделах
Образовательная - Создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы. Развивающая - развитие навыков и умений ориентироваться в живой и неживой природе. Развивать мыслительные процессы. Развивать умение работать в группе (сотрудничество)
Воспитательная – Воспитывать интерес к изучению окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство коллективизма.
Ход занятия:
Фронтальная беседа
1. Как называется наша планета на которой мы живем? (Земля) К нам прилетели
Скрепыши (Слайд №2.) и они ничего не знают о людях и нашей планете. Давайте им расскажем?
Слайд №3. Наш общий дом — планета Земля. Человек, живущий на ней в окружении растений и животных, не может не любить природу. Он — часть природы, и поэтому просто обязан жить в согласии с ней.
Михаил Пришвин когда-то сказал:
Слайд №4.
«Мы, люди,- хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Слайд №5. Рыбе — вода, Слайд №6. птице —воздух, Слайд№7 зверю— лес, степь, горы. Слайд №8 А человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину».
Слайд №9 Но не все люди ведут себя вежливо по отношению к природе. Убивают животных, загрязняют воздух, реки, озера, вырубывают леса…
Слайд№10 А ведь лес может спокойно обойтись без человека. А сможет ли человек прожить без леса? (Ответы детей).
Слайд№11 Человеку без леса плохо придется:
- лес дает свежий воздух;
- лес дает древесину для изготовления мебели, дверей и прочего;
- лес одаривает ягодами, грибами, орехами, лекарственными растениями;
- лес – место отдыха и наблюдений за красотой природы.
Слайд№12 Какое дерево является символом России? (Береза)
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Кто из вас желает научиться открывать новые знания?
Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие.
А вот куда, попробуйте догадаться сами.
(презентация стихотворения)
Слайд 13-22
(Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг….(природа)
2. Актуализация опорных знаний
2.1 - О чем мы расскажем Скрепышам? (о природе)
Слайд 23
- Что вы знаете о том, что такое природа? (природа- это все, что нас окружает и не сделано руками человека)
Слайд 24
Задание: Назовите что вы считаете на картинках природой?
- Что не является природой?
- В каждом ряду найдите «четвертый лишний» рисунок.
- Докажите свое мнение.
- Все ли мы знаем о природе? Какая бывает природа?
Слайд 25,26
Живая и неживая природа.
- Как вы думаете о чем мы сейчас будем говорить?
Слайд 27 (О живой и неживой природе.)
3. Постановка цели занятия
- Что бы вы хотели узнать? (Признаки живой природы)
- Как вы думаете, почему это надо знать? (Беречь все живое на Земле)
- Где мы можем получить необходимые знания? (В книгах, в энциклопедиях, в интернете, у воспитателя, у родителей и взрослых)
4. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач
(По ходу рассуждений на доске появляются опорные рисунки)
- Рассмотрите рисунки, назовите живые объекты, попробуйте аргументировать свое мнение.
Рождаются (размножаются) – гнездо, обезьяна, цыплята. Слайд 28
- Как называют детенышей собаки (щенята, овцы (ягнята, свиньи (порасята, лошади (жеребята! Слайд29
Слайд 30
- А если я разорву кусочек бумаги, он ведь тоже «размножится» на множество мелких кусочков, это значит, что «родились» новые бумажки?
(Разорвите бумагу, раздробите любой камень. бумага останется бумагой, камень – камнем. Изменились только их размеры.)
- А что будет, если сломать деревце, цветок? Значит, живое может погибнуть? Слайд 31, 32
А камень может погибнуть? Слайд 33
(Травинка, деревце, жучок или зверек сразу погибнут, если их сломать.
Этот бутон уже никогда не расцветет и не оживет сорванное и убитое)
Растут – маленькие, большие растения. Слайд 34
Питаются – яблоки, косточка. Слайд 35
- Как питаются растения? (водой, солнцем)
- Как питается хищная птица? Слайд 36 (насекомыми, маденькими птицами, мышами и т. д.)
Растения дышат - А как дышат растения? (См. слайд)
Слайд 37
- Дыхание растений можно хорошо увидеть под водой. При дыхании образуются пузырьки.
Двигаются люди, животные.
Слайд 38
Животные, люди перемещаются в пространстве. Животные бегают, прыгают, летают, плавают. Их движение не вызывает сомнение.
- А как двигаются растения? (См. Слайд 39)
4.2 Физминутка 1
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все выше, выше,
Деревцо все ниже, ниже.
Физминутка 2:
Наши алые цветки
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
(Плавно поднимаем руки вверх)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
(Покачивание руками влево-вправо)
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Присели, спрятались)
Головой качают,
(Движения головой влево-вправо)
Тихо засыпают.
(Дети садятся на места)
(Четвертый лишний)
4.3 Опыт. На подоконнике стоят цветы. Посмотрите, куда тянутся их веточки. Повернем растение в сторону групповой комнаты. Через 3-4 дня вновь посмотрим, куда будут направлены веточки растения.
Слайд 41
- Некоторые растения в засушливых местах, чтобы уменьшить количество солнечного света, падающего на листовую пластинку, поворачивают ее ребром к солнцу (эвкалипт, открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.
Старение – трава, человек. Слайд 42
Умирание Слайд 43
5. Игра «Живое- неживое Слайд 44
- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.
1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)
НАЗОВИТЕ 4-й лишний и почему? Слайд 45.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторения.
Игра «Что создано природой, а что человеком?»
Ребята, давайте поиграем, я сейчас буду вам бросать мяч и называть предмет, а вы внимательно послушайте, если я назову предмет природы, вы ловите мяч, если не природы то отталкиваете. (играем)
8. Рефлексивный анализ собственной деятельности ребят. Слайд 46, 47.
Стих.
Слайд 48-52
Зелёный цвет – цвет жизни
Ты посмотри вокруг:
В зелёной травке ходят
И цапля, и паук,
Зелёною листвою
Покрыт дремучий лес,
А сколько за листвою
Скрывается чудес!
Кружась, летят стрекозы,
Навстречу им скворец
И муравьи- трудяги
Построили дворец.
Зелёный цвет – цвет жизни.
Запомни это ты.
Природу нашу милую
От бед убереги! Слайд 53
РЕЛАКСАЦИЯ:
-что я знал,
-что узнал,
-что хочу узнать…
8. Домашнее задание (по желанию детей)
Нарисовать природу, где в тесной связи находятся объекты живой и неживой природы.