Любовь Владимировна Иванова
Конспект НОД «Откуда пришел хлеб» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка НОД
«Солнышко»
по теме: «Откуда – хлеб пришел»
Автор конспекта НОД :
Иванова Любовь Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории, МКОУ Коченёвская СОШ №2
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Публикация «Конспект НОД „Откуда пришел хлеб“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
В интеграции с другими образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: формирование представления детей о процессе выращивания и производства хлеба через опытно - экспериментальную деятельность.
Словарная работа:
Обогащение словаря: хлебобулочные изделия, жатва, посев, ветреная мельница, водяная мельница, мукомольный завод, хлебзавод.
Активизация словаря: старые времена, предки, орудие труда, серп, опара, дрожжевое тесто, углекислый газ, дрожжи.
Предварительная работа: чтение сказок «Крылатый, мохнатый да масленый», «Колосок», «Легкий хлеб», «Гуси- Лебеди»; чтение стихотворений Я. Аким «Хлеб», Ю. Жадовская «Нива, моя нива»; рассматривание хлебных зерновых культур : рожь, кукуруза, пшеница, просо, ячмень, овес; заучивание пословиц о хлебе; рассматривание картин на тему «Хлебобулочные изделия»; беседы на тему: «Как выращивают хлеб», «Хлеб — всему голова».
Развивающая предметно-пространственная среда: буханка хлеба; дидактические карточки «Как в наше время выращивают хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб»; «чудо – дерево» с конвертами (разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий на каждого ребенка (батон, плюшка, каравай, пряники, печенья, блины, баранки, бублики и т. д.); набор посуды: одноразовые тарелки, стаканы, пластмассовые ложки, салфетки, миксер; одежда на каждого ребенка (фартук, нарукавники, колпак); мука, вода, дрожжи, сахар, соль, форма для хлеба; ИКТ: видеофильм «Хлеб»; видеопрезентация «Путь хлеба», музыкальное сопровождение «Матрешка – матрешка» (русская народная мелодия, «Ой, блины» (русская народная мелодия, «Балалайка русская» (русская народная мелодия, «Волшебная музыка превращение» (звуковые эффекты)
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные
задачи
Вид деятельности
Формы реализации Программы
Средства реализации ООП Планируемые результаты
- создать позитивное настроение;
-развивать умение действовать согласованно
-развивать интерес к совместной деятельности детей и педагога;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. коммуникативная, двигательная, игровая. Игра – разминка, игровое упражнение, свободное общение.
Упражнение «Шагалочка»
чудо – дерево с конвертами (разрезные картинки с изображением хлебобулочных изделий на каждого ребенка (батон, плюшка, каравай, пряники, печенья, блины, баранки, бублики и т. д.); видеофильм «Хлеб» Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность и включение в общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Содержание совместной деятельности:
Вводный организационный момент.
Дети входят в музыкальный зал под музыку «Матрешка – матрешка» (русская народная мелодия, здороваются с гостями.
Воспитатель. Дети! Вы готовы отправиться со мной в увлекательное путешествие?
Воспитатель. Сначала нужно построиться в цепочку.
Дети строятся, друг за другом выполняют упражнение «Шагалочка»
Упражнение «Шагалочка»
Мы шагаем, мы шагаем, и колени поднимаем (идут, высоко поднимают колени)
А сейчас мы приседаем, и колени опускаем (передвигаются на полусогнутых ногах)
Вот крадется кот царапка
Он неслышно ставит лапки (передвигаются крадучись, бесшумно)
Вот бредет мохнатый мишка
Раздавил он лапой шишку (идут на внешней стороне стоп)
А зайчата прыг да скок,
Скачут в школу на урок (прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Дети и воспитатель подходят к дереву, на котором весят конверты с разрезными картинками
Воспитатель. Как у наших, у ворот чудо-дерево растёт,
Не листочки на нём, не цветочки на нём,
А интересные конверты на нём.
Вы все к дереву идите, и конвертики возьмите.
Дети подходят к чудо - дереву, снимают конверты и идут за столы
Воспитатель. Давайте мы с вами соберём разрезные картинки и посмотрим, что у нас получится.
Воспитатель. Назовите, что у вас изображено на картинках?
Дети называют изображение на картинках калачи, плюшка, батон и т. д.
Воспитатель. Как, одним словом всё это можно назвать?
Воспитатель подводит детей к выводу, что это – хлебобулочные изделия.
Воспитатель. Вы догадались, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О хлебе.
Воспитатель. А сейчас давайте, присядем, послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка»
Воспитатель читает стихотворение
Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,
Туда — сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
«Ты кто такой?» – спросили дети, забыв на время про футбол.
«Я — пекарь»- человек ответил и с булкой медленно ушел.
Воспитатель. Скажите, ребята, почему пекарь отобрал у детей булку?
Ответы детей
Воспитатель. Ребята, вот сегодня мы с вами и узнаем, сколько труда вложено в булку, будем сравнивать способы выращивания хлеба в старину и в наше время, проводить исследования как настоящие учёные, а сейчас я вам предлагаю посмотреть видеофильм «Хлеб»
Просмотр видеофильма.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные
задачи
Вид деятельности
Формы реализации Программы Средства реализации ООП Планируемые результаты
- закреплять знания детей о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания;
- формировать первоначальное представление о процессе выращивания и производства хлеба;
- развивать познавательный интерес к экспериментированию, умение делать выводы;
-развивать слуховой, зрительный, тактильный анализаторы;
- активизировать словарь детей по теме «Хлеб», развивать связную речь, общие речевые навыки;
- развивать интерес к труду, желание трудиться;
-воспитывать дружелюбие в ходе всей деятельности
познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, речевая деятельность.
Опыт.
Рассматривание. Обследование. Наблюдение.
Решение проблемных ситуаций.
Видеопрезентация «Путь хлеба» Дидактические карточки «Как в наше время выращивают хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб»; чтение стихотворения С. Михалков «Булка», набор посуды: одноразовые тарелочки, стаканчики, пластмассовые ложки, салфетки; одежда (фартук, нарукавники, колпак); мука, вода, дрожжи, сахар, соль, форма для хлеба, хлебопечка; ИКТ: видеофильм «Хлеб»; видеопрезентация «Путь хлеба», буханка хлеба;
Сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность и включение в общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками.
Сочетание разнообразных видов деятельности (коммуникативная, опытно-экспериментальная) позволит сохранить у детей творческую активность на протяжении всей деятельности.
научаться слушать, обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной инструкции, доводить работу до конца, сосредотачиваться на своём занятии, предлагать помощь друг другу;
Содержание совместной деятельности:
Воспитатель. А теперь давайте вспомним, в какое время года начинают готовиться к посеву?
Дети. Весной.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Как в наше время выращивают хлеб», «Как наши предки выращивали хлеб»
Воспитатель делит детей на две команды (команда мальчиков и девочек).
Воспитатель. Мальчики расскажут, как в старые времена выращивали хлеб, а девочки расскажут, как сейчас выращивают хлеб.
Воспитатель. Чем вспахивали поле в старину и чем пашут сейчас?
Дети, рассматривая, выбирают картинку «Пахота» и рассказывают, что в старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.
Воспитатель. Как сеяли зерно наши предки и как сеют в наше время?
Дети, рассматривая, выбирают картинку «Посев» и рассказывают, что раньше самый опытный член семьи — дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.
Воспитатель. В какое время года начинается жатва?
Дети. Осенью (картинка «Время года — осень»)
Воспитатель. Каким орудием труда пользовались в старину во время жатвы, а какая техника помогает людям сейчас?
Дети, рассматривая, выбирают картинку «Жатва и рассказывают, что в старину использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.
Воспитатель. Как из зерна делали муку наши предки и как делают её сейчас?
Дети, рассматривая, выбирают картинку «Мельница«, «Мукомольный завод» и рассказывают, что наши предки мололи муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе.
Воспитатель. Как пекли хлеб в старые времена и как пекут сейчас?
Дети, рассматривая, выбирают картинку «Изба с русской печью», «Хлебозавод» и рассказывают, что В старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.
Воспитатель. Ребята, а в какое время было легче выращивать хлеб в прошлом времени или сейчас? Почему?
Дети. Люди придумали технику, которая облегчила труд человека.
Воспитатель. А сейчас на мельнице поработают наши ладони.
Дети с воспитателем выполняют пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика «Мельница»
Мельница, мельница мелет зерно (потирают ладони круговыми движениями)
Ветер дует посильнее: с с с с с….(дуют на поднесенные ко рту ладони)
Мелет мельница быстрей! (потирают ладони, ускоряя темп)
Ветер дует все сильнее: с с с с с (дуют на поднесенные ко рту ладони, ещё
ускоряя темп)
Мельница еще быстрее (потирают ладони, еще ускоряя темп)
Из муки, из муки (соединяют пальцы в щепоть, потирают их)
Напекли мы пирожки (лепят пирожки)
Ладушки, ладушки (хлопают)
Напекли оладушки (хлопают правой ладонью полевой)
Экспериментальная деятельность
Воспитатель. Ребята вы хотите стать настоящими волшебниками?
(Ответы детей)
Воспитатель. Нужно повторить за мной слова-превращения:
Воспитатель и дети произносят волшебные слова, звучит музыка «Волшебная музыка превращение» (звуковые эффекты).
Воспитатель и дети. «Покружись, покружись и в волшебника превратись»
Воспитатель. Но, чтобы мы стали настоящими волшебниками нам надо надеть фартуки, колпаки и нарукавники.
Воспитатель и дети переодеваются.
Воспитатель. Ребята сегодня будем проводить опыты, исследовать, а что будем исследовать и над чем работать, вам нужно отгадать загадку.
Воспитатель загадывает загадку
- Пузырюсь я и пыхчу,
жить в квашне я не хочу. Догадались? Нет, тогда слушайте дальше.
- Надоела мне квашня,
посадите в печь меня.
Дети. Тесто.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, из чего состоит, тесто?
Дети. Из муки, сахара, воды.
Воспитатель. Ребята, вы забыли или может, быть не знаете, что в состав теста входят дрожжи. Если не будет дрожжей, то тесто не поднимется и хлеб будет не вкусным.
Воспитатель предлагает детям подойти к столам у каждого ребенка в тарелочке дрожжи.
Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на дрожжи. Потрогайте их. Какие они? Какой формы. Понюхайте. Чем пахнут дрожжи? На что похожи они?
Дети На маленькие шарики.
Воспитатель. Сухие безжизненные шарики
Воспитатель привлекает внимание детей на экран и показывает видеопрезентацию «Путь хлеба»
1. Слайд. Изображение сухих дрожжей через микроскоп.
Воспитатель: Что вы видите? Какие они? Действительно ли они круглые? На что похожи сухие дрожжи? Ответы детей
Воспитатель. Да, правильно, сухие дрожжи похожи на мелкие крупинки, на маленькие безжизненные шарики.
Воспитатель. Давайте попробуем накормить наши сухие безжизненные шарики.
сначала сахарком (насыпаем сахар 1 чайную ложку)
добавим водички (1стакан)
добавим муки 3 столовых ложки, начинаем всё мешать.
Воспитатель. Как вы думаете, что произойдёт с дрожжами после того как мы их покормили сахарком, напоили теплой водой и мукой присыпали (ответы детей)
Воспитатель. Сейчас нам поможет экран.
2. Слайд. Изображение опары
Воспитатель. Что вы видите на экране? Ответы детей
Воспитатель. Дрожжи начали "оживать" дышать, смесь начинает пузыриться.
Воспитатель. Да, правильно, видите, пузырьки образуются и улетучиваются? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ, как и мы – люди. Не верите? А вот я вам сейчас докажу. На ваших столах лежат шарики, возьмите в руки шарик и повторяйте все за мной.
Воспитатель. Я что в себя вдохнула.
Дети. Кислород.
Воспитатель. Выдохнула в шарик, что?
Дети. Углекислый газ.
Дети берут шарики и повторяют за воспитателем.
Воспитатель. Теперь аккуратно выпускаем из шарика, что?
Дети. Углекислый газ.
Воспитатель. Правильно. Молодцы! оставляем шарик на подносе.
Рассматривание опары
Воспитатель. Пришло время посмотреть, что же происходит с опарой. Посмотрите на опару, изменилась ли она, может цвет поменяла. Нет!
Воспитатель. С опарой что-то происходит? (ответы детей).
Воспитатель. Очень хорошо видны пузырьки, которые лопаются. Вспомните опыт с шариком. Что вдыхали? Что выдыхали? Это дрожжи вдыхают кислород и выделяют углекислый газ!
Воспитатель. Дрожжи начали "оживать" дышать, наша смесь начинает пузыриться. Результат нашего эксперимента: раствор начал подниматься, очень хорошо видны пузырьки, которые лопаются. Наша опара, что сделала?
Высказывание детей
Воспитатель: Видите, пузырьки образуются и улетучиваются?
Замешивание теста. Звучит музыка «Ой, блины» (русская народная мелодия)
Воспитатель. А сейчас подскажите, что нужно положить в опару, чтобы получился тесто?
Дети. Муку
Воспитатель. Правильно, конечно же, муку - скорее добавляйте по 1ложке муки и всё перемешайте. Вот теперь у нас получится тесто. Все замесили. Молодцы! Теперь тесто нужно положить в одну емкость, я сейчас ребята к вам подойду с миской, и вы положите в нее свое тесто.
Воспитатель проходит и собирает тесто.
Воспитатель. Ребята скажите, а чем можно хорошо перемешать тесто?
Дети. Миксером.
Воспитатель. Молодцы! Для хлеба надо густое тесто, и мы его будем мешать миксером.
Воспитатель с помощью миксера замешивает тесто. Выкладывают готовое тесто в форму для выпечки.
Воспитатель. Что нужно сделать с тестом?
Дети. В печь поставить!
Воспитатель. Но для того, чтобы поставить в печь тесто, нужно ему постоять некоторое время в теплом месте, чтобы оно подошло, ребята я сегодня утром замесила тесто и поставила в теплое место, посмотрите, какое оно стало?
Высказывание детей
Воспитатель предлагает детям дотронуться пальчиком до теста
Воспитатель. Вот такое тесто можно ставить в печь, и мы отдаем тесто на кухню, выпекать.
Воспитатель отдает форму с тестом повару
Воспитатель. Ребята мы с вами славно потрудились. Пришло время отдохнуть.
Воспитатель проводит пластический этюд
Пластический этюд «Колосок» звучит музыка «Балалайка русская» (русская народная мелодия)
В поле зернышко сидит,
Словно дремлет, словно спит (приседают, прижимают голову к коленям, обхватывают плечи руками)
Его солнце пригревает, (потирают предплечья)
Теплый дождик поливает, (постукивают пальцами по полу)
Из зерна в короткий срок
Появляется росток, (медленно встают)
К небу тянется, высок,
На верхушке колосок, (встают на цыпочки, тянут руки вверх)
Колосок качается,
Солнцу улыбается, (улыбаются, покачивая поднятыми вверх руками)
Воспитатель. Ребята расскажите пословицы о хлебе?
Дети рассказывают пословицы о хлебе
1 ребенок. Хлеб всему голова.
2 ребенок. Будет хлеб - будет и обед.
3 ребенок. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.
4 ребенок. Сей в добрую пору – соберешь хлеба гору
5 ребенок. Не трудиться – хлеба не добиться
6 ребенок. Без труда хлеб не родится никогда
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему говорят «Хлеб – это богатство», «Хлеб – всему голова». Ответы детей
Воспитатель. Что значит «беречь хлеб»? Как мы можем беречь хлеб? Как можно использовать хлеб, который зачерствел? Что можно сделать с крошками, корочками хлеба? Ответы детей.
Ребенок читает стихотворение
Есть такие слова, он всему голова
Хрустящей корочкой одет, очень мягкий белый ХЛЕБ.
Воспитатель. Хлеб ребята – это пищевой продукт, хлебом – солью угощают дорого гостя.
Рассматривание испеченного хлеба
Воспитатель. Вот и настало время посмотреть, что же стало с тестом!
Повар вносят хлеб.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая большая булка получилась. Понюхайте? Какой он?
Дети. Ароматный, душистый и т. д.
Анализируем, делаем выводы по проделанной работе.
Воспитатель. Давайте мы его разрежем. Что вы видите? Вы видите дырочки на кусочке хлеба?
Дети. Да
Воспитатель. Это пузырьки, которые мы видели, когда рассматривал опару, они образуют в тесте дырочки, такой хлеб называют пористым.
Воспитатель. Какой же вывод мы сделаем: что дрожжи поднимают тесто и влияют на качество выпекаемого хлеб.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные
задачи
Вид деятельности
Формы реализации Программы
Средства реализации ООП Планируемые результаты
-воспитывать уважительное отношение к труду людей, к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.
-развивать умение обобщать, систематизировать полученные знания;
-чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий. коммуникативная деятельность,
исследовательская деятельность,
игровая деятельность, двигательная деятельность.
Свободное общение, художественное слово, анализ о проделанной работе.
Слово педагога.
Речь детей и взрослого, рассказывание пословиц о хлебе, чтение стихотворения о хлебе, упражнение «Шагалочка»
- дети проявят организованность;
-смогут самостоятельно применять усвоенные знания, осознавать свои возможности и умения;
- создастся благоприятный психологический климат в процессе совместной деятельности детей и педагога;
- сформируется выдержка, внимание, дисциплинированность и организованность.
Содержание совместной деятельности
Воспитатель. Давайте расскажем «Какой хлеб?»
Проводится ресурсный круг, дети стоят в кругу, в руках воспитателя каравай, его передают по кругу и называют определения.
Дети подбирают прилагательные к слову Хлеб (румяный, свежий, мягкий, пышный, ароматный, душистый, пшеничный, аппетитный, самый главный на столе).
Воспитатель. Вы сегодня на славу потрудились, скажите, если бы вы увидели, что на улице кто-то играет хлебом, чтобы вы ему сказали.
Дети. Хлеб нужно беречь, нельзя играть хлебом, в него вложено много труда.
Воспитатель. Правильно, хлеб ребята надо беречь, он — наше богатство. Русский народ испокон веков с уважением относился к хлебу
Воспитатель читает стихотворение.
Человек привык трудиться-
Люди пашут, сеют, жнут.
В каждом зернышке пшеницы
В каждой крошке хлеба – ТРУД!
Воспитатель. А сейчас давайте угостим наших гостей хлебом.
Дети угощают гостей хлебом
Воспитатель. Все вы были сегодня умницами и умниками, настоящими исследователями. Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаются в группу.
Воспитатель. Сначала нужно построиться в цепочку.
Дети строятся, друг за другом выполняют упражнение «Шагалочка»
Упражнение «Шагалочка»
Мы шагаем, мы шагаем, и колени поднимаем (идут, высоко поднимают колени)
А сейчас мы приседаем, и колени опускаем (передвигаются на полусогнутых ногах)
Вот крадется кот царапка
Он неслышно ставит лапки (передвигаются крадучись, бесшумно)
Вот бредет мохнатый мишка
Раздавил он лапой шишку (идут на внешней стороне стоп)
А зайчата прыг да скок,
Скачут в школу на урок (прыгают на двух ногах, руки на поясе)
Воспитатель и дети уходят в группу.