Татьяна Величко
Конспект НОД по познавательному развитию «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию старший дошкольный возраст
Тема: ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЁЛ?
Организационный момент:
Дети входят в зал
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся (дети берут друг друга за руки)
И друг другу улыбнёмся. (улыбаются друг другу)
Пожмём руки мы друг другу. (жмут руки)
Побежит тепло по кругу.
Будем вместе дружно
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
На вопросы отвечать, всё хотим мы много знать.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?
Дети. Да.
Воспитатель. А в какое путешествие вы хотите ли бы отправиться?
Ответы детей
Воспитатель. А хотите узнать, в какое путешествие хочу отправиться я?
Дети. Да.
Воспитатель. Тогда смотрите (показ слайдов с изображением хлебного поля)
Воспитатель. Ну что, догадались, в какое путешествие я хочу отправиться? Хотите со мной? А вот о чём мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Что же это такое?
Дети. Хлеб.
Воспитатель. А как вы догадались, что это хлеб?
Дети. Потому что хлеб бывает и белый, и черный. А еще хлеб мягкий, пышный, вкусно пахнет.
Воспитатель. Да, верно, мы с вами поговорим о хлебе. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Какой бывает хлеб?». Давайте встанем в круг и будем передавать друг другу мяч, и называть какой бывает хлеб.
Дети. Хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный.
Воспитатель. Скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети. Пекут из муки.
Воспитатель. А что такое мука, из чего её получают?
Дети. Из зёрен.
Воспитатель. Правильно, из зерен. Ржаную муку получают из зерен ржи, а пшеничную – из зерен пшеницы. Рожь и пшеница – это хлебные растения.
- А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел? (Ответы детей).
Ребята я для вас с этого поля срезала и принесла колосья. Давайте их рассмотрим. Колос состоит из стебелька., колоска в котором живут зерна. и усиков. Вот какой колосок – «Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят» А теперь ребята давайте соберем все колоски вместе. Вот какой получился сноп – это такой букет из колосьев.
Ребята, вы знаете, откуда хлеб приходит к нам на стол? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие и увидим, какой долгий путь проходит хлеб, чтобы появиться на нашем столе. А поедем мы с вами в деревню, где выращивают хлеб, на автобусе.
- Уважаемые пассажиры, займите, пожалуйста, свои места. Наш автобус отправляется через 5 минут. (Предлагаю одному из детей быть шофером).
Поехали.
Ребята, в какое время года люди начинают заботу о хлебе? (весна). Правильно, весна — пора больших забот. Уже весной люди о хлебе волнуются. А люди, какой профессии растят хлеб? (хлеборобы)
Действительно, с ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудятся, не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришёл.
- Внимание, посмотрите, пожалуйста, направо. (Показываю картину с изображением трактора на поле).
- Что вы видите? (Поле).
- Какая машина движется по полю? (трактор).
- Кто работает на тракторе? (Тракторист)
- Что делает трактор? (Пашет землю)
Вот трактор вспахал землю.
- Что нужно, чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю).
- А какая должна быть земля? (Ответы детей)
Посеял человек зерно, надеется на хороший урожай, как природа может ему помочь?
Дети. Надо, чтоб дождик вовремя поливал, чтоб солнышко землю прогревало, и тогда зернышки превратятся в колосья.
Воспитатель. И сеять надо правильно, по науке, в ладу с природой, не зря в народе говорят: «Каждому семени своё время».
Внимание, внимание! Посмотрите сюда внимательно. Теперь перед нами пшеничное поле.
(Демонстрирую картину с изображением поля)
Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны. Ребята, посмотрите, какое огромное хлебное поле у нас получилось, какие колосья на нём растут – они все разные:
• Одни светлые, а другие… (тёмные).
• Одни высокие, а другие… (низкие).
• Одни большие, а другие … (маленькие)
• Одни толстые, а другие … (худые, тонкие).
• Одни яркие, а другие… (бледные, тусклые).
- Давайте остановимся, и представим себя колосками на ветру.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало».
Влево вправо повернитесь в зернышки все превратитесь и на землю опуститесь.
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель. - Мы немножко отдохнули, и теперь можем ехать дальше.
- Уважаемые пассажиры, смотрите: зёрна на поле созрели, начинается жатва. И на поле выходят другие машины. Что это за машины?
Дети. Это комбайны
Воспитатель. Что же делает комбайн?
Дети. Собирает колосья.
Воспитатель. А подскажите мне, ребята.
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой) – овсяный.
Колосок из зерна ячмень (какой) – ячменный.
Воспитатель. Молодцы. А кто работает на комбайне?
Дети. Комбайнёр.
Воспитатель. Посмотрите на эту картину. Что вы видите?
Дети. По хлебному полю идут комбайны. Они скашивают пшеницу. Потом они обмолачивают зерно. Зерно поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина, и зерно пересыпают в кузов.
Воспитатель. Комбайны продолжают работать, а машины с зерном идут на приемные пункты. Там зерно взвешивают, определяют его качество, решают, куда это зерно отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор. Элеваторы – это специальные сооружения для длительного хранения зерна. На элеваторах зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется, пока не придет время заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор?
Дети. Это специальные сооружения для длительного хранения зерна.
(демонстрирую картинку)
Воспитатель. А вот, что же делают с зерном на мельнице?
Дети. Мелют муку.
Воспитатель. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети. Муку отправляют в хлебопекарню и в магазины.
Воспитатель. Что делают с мукой в хлебопекарне?
Дети. Пекут хлеб, булочки, торты, пироги) .
-А как сказать двумя словами? (Хлебобулочные изделия)
Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем остановку и немного отдохнем.
Проводится физкультминутка.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, вправо-влево.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе стоят тарелочки, что же в них лежит?
Дети. Зерно.
Воспитатель. Давайте их внимательно рассмотрим, возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь? Какой они формы, величины и цвета?
(Рассматривание зерен, используя обследовательские действия.)
Дети. Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.
Воспитатель. Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте мы соберем все эти зернышки и перемелем их. А для этого мы возьмем кофемолку, посмотрите какие у нее есть лопасти-жернова для того чтобы перемалывать зерна. Вот такие же лопасти-жернова есть и на мельнице, только намного большего размера. И вот мы сейчас и посмотрим, что же у нас получится из зернышек?
(Дети высыпают пшеничные зерна в кофемолку, воспитатель перемалывает.)
Воспитатель: Посмотрите, что я сделала с зернами, всыпав их в кофемолку? (Ответы детей.) Да, я перемолола зерна пшеницы. И что у нас получилось?
Дети. Мука.
Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку. (Дети рассматривают электрическую кофемолку, наблюдают за помолом зерна в ней, полученную муку. Делают вывод, что мука получилась мелкая и пышная.)
Дети: Зерно крупное и твёрдое, а мука – мелкая и мягкая.
Воспитатель: Это самый качественный, лёгкий и быстрый способ помола.
Теперь вы сами знаете, каким способом и как лучше молоть муку.
А знаете ли вы что нужно для того, чтобы приготовить тесто?
Дети: Яйцо, соль, сахар, мука, дрожжи, молоко или вода.
Воспитатель. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который приготовил нам Савелий со своей мамой. Он называется «Будем тесто месить».
(Просмотр видеоролика 3мин. После просмотра, ребенок вносит миску с тестом).
-Спасибо, за такой подарок! Что такое каравай?
Дети. Это хлеб. Он называется каравай. Потому что, круглый, красивый и похожий на солнце.
Воспитатель. Давайте, мы с вами сейчас превратимся в пекарей. Одевайте фартуки, протрите руки влажными салфетками.
Сегодня к нам в гости пожаловал наш замечательный повар – Марина Владимировна. Она поможет нам украсить наш каравай.
Воспитатель. Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки
Пальчиковая гимнастика
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи,
Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)
Очень вкусно! (гладят по животу)
«Дети под руководством повара различными способами делают заготовки из теста и украшают каравай, затем повар уносит его на кухню для выпечки)
Воспитатель. Вам понравилось лепить из теста? Какое оно?
Дети. Мягкое, нежное, легко лепится, прилипает к рукам.
Воспитатель. Какая мука на ощупь?
Дети. Мягкая, сыпучая, пушистая, приятная.
Воспитатель. - Ребята, самый вкусный хлеб получится, когда печёшь его своими руками. Вот видите, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята, а какие еще вы знаете пословицы о хлебе?
Дети. «Без хлеба – нет обеда».
«Хлеб – батюшка, вода – матушка».
«Будет хлеб – будет и песня».
«Много свету – много хлеба».
«Пот на спине – так и хлеб на столе»
“Без соли, без хлеба – половина обеда”,
Воспитатель. А как нужно обращаться с хлебом?
Дети: Надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать хлеб, Он прошел долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.
Воспитатель. Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб. А сейчас, я предлагаю вам выложить все этапы, которые прошел наш хлеб. Из лепестков, на которых нарисованы профессии, благодаря которым хлеб приходит на стол, составьте цветок, разложите лепестки в порядке очередности.
(Самостоятельная работа детей на магнитной доске)
Воспитатель. Молодцы, хорошо справились!
Звучит музыка и входит повар
Повар. Вот он каравай душистый,
с хрупкой корочкой витой.
Вот он мягкий, золотистый,
словно солнцем налитой!
Отдает каравай воспитателю.
Воспитатель. Вот какие молодцы наши детки - «пекари», «кондитеры»!»! Ребята, вы хорошо потрудились, замечательный каравай получился пышный, румяный, красивый, нарядный! Да у вас просто «руки золотые»! Много труда в него вложено. Возьмите каравай в руки и передавая его друг другу, скажите, что вам понравилось и запомнилось на занятии. (Ответы детей)
Воспитатель.
Вот он – хлебушко душистый,
Вот он – теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал – пришел
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Приглашение на дегустацию каравая.