Стелла Мосинцева
Краткосрочный проект «Откуда хлеб пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети средней группы №6 «Бельчата» МАДОУ д/с №50 «Умка», родители воспитанников, педагог.
Продолжительность проекта: 1 месяц
Тип проекта:
Групповой, творческий, исследовательский.
Принципы построения педагогического процесса:
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребенка должна опираться на уже освоенный материал).
2. Наглядности (дети должна увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию нового материала).
3 Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования желания активно участвовать в процессе).
Публикация «Краткосрочный проект „Откуда хлеб пришел“» размещена в разделах
4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6. Возрастной адресности (одно и тоже содержание используется в разных группах с усложнением, соответствующим возрастным особенностям детей).
7. Преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Актуальность темы :
«Хлеб-всему голова» -золотые слова для русского народа, который в своих традициях издавна чтит и славит Хлеб. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Как же привить уважительное отношение к хлебу? Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране к хлебу относились всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, изучить разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проведут исследование, с помощью взрослого сделают выводы и результаты и представляют их в виде своих творческих работ. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Цель: Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба. Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей. Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи проекта:
Обучающие: Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов; Учить применять полученные знания, делать выводы. Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Развивающие: Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей. Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Подготовительная работа. Подготовить материал для изобразительной деятельности: художественную и познавательную литературу для чтения детям, атрибуты для экспериментов. Заготовка хлебобулочных изделий (работа с родителями). Оформление мини-музея «От зерна до каравая» (работа с родителями).
Для педагога:
1. Дать детям знания об этапах выращивания хлеба.
2. Развивать любознательность, «живой» интерес, стимулировать их интерес в познании данной темы.
3. Расширять знания детей об истории появления хлеба, о хлебобулочных изделиях, методах и способах их изготовления; названии хлебобулочных изделий в разных странах
4. Развивать творческие способности детей.
Предполагаемый результат:
1. Совершенствовать уровень знаний детей об окружающем мире, умение выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.
2. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
3. Повышение уровня знаний родителей.
4. Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к данной теме.
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
1. Определить тему проекта.
2. Сформулировать цели и задачи проекта.
3. Составить план реализации проекта.
4. Подбор наглядного, информационного материала для реализации проекта.
5. Подбор материала для продуктивной деятельности.
Основной этап:
1. Рассматривание иллюстраций, книг по теме проекта.
2. Познавательное развитие: ознакомление с миром природы «Откуда хлеб пришел»
3. Художественно-эстетическое развитие: лепка «Угощение для куклы Кати: блины, крендель, сушки)»
4. Развитие речи: приобщение к художественной литературе Украинская народная сказка «Колосок» (чтение, из истории хлеба, М. Пришвин «Теплый хлеб» (рассказывание)
6. Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Хлебобулочные изделия»
6. Просмотр презентации: «История хлеба»
7. Проведение пальчиковой гимнастики: «.», «…»
Завершающий этап.
1. Оформление мини-музея «История хлеба»
Результат: В результате работа получилась объемной и познавательной. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции всех образовательных областей. Данный проект помог детям освоить и осмыслить новые знания, которые они получили в ходе образовательной деятельности. Расширился кругозор, повысился общий уровень знания детей об окружающем мире. Дети овладели конкретными знаниями, пополнился словарный запас новыми словами и выражениями. Они стали делится полученной информацией с другими детьми!
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный: разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и задач. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
2. Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.
3. Заключительный: подведение итогов. Оформление мини-музея «История хлеба»
Этапы реализации проекта
Мероприятия
1 этап - подготовительный
1. Беседа с родителями:
Проект – «Откуда хлеб пришел». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы. Создать условия для реализации проекта.
2 этап - основной
3. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Привитие навыков культуры поведения за столом. Эстетическое воспитание детей.
4. Заучивание стихов о хлебе, разучивание пословиц, поговорок, пальчиковая игра: «Тесто» (с использованием мнемотаблиц). Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к хлебу. Воспитатель
5. Знакомство с зерном: пшеницы, овса, ячменя (рассматривание, замачивание). При помощи исследовательской деятельности изучить свойства зерна: цвет, форму, размер, вес, поверхность.
6. Практическая деятельность: посев зерновой культуры (пшеница). Вызвать интерес к выращиванию растений.
7. Раскрашивание раскрасок на тему: «Хлеб, хлебобулочные изделия». Учить аккуратно, обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка.
8. Беседа о профессиях. Профессия хлебороба, пекаря. Воспитывать уважение к труду взрослых.
9. Рассматривание книг, иллюстраций о хлебе. Расширять знания детей о хлебе. Воспитатель
10. Лепка:
«Колосок». Развивать творческие способности.
11. С/р игры: игры «Магазин булочная», «Семья», «Ярмарка», «Мы-хлеборобы». Хороводная игра «Огородная».
12. Чтение украинской народной сказки «Колосок». Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.
13. Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста. Учить работать с тестом, дать понятие алгоритма приготовления теста.
14. Опыт – наблюдение за ростом культур. Выявить факторы, необходимые для роста растений (вода, свет, тепло).
15. Рассматривание колосьев пшеницы. Дать понятие о том, что у каждого зернышка есть своя «квартирка» в «домике» колоске.
16. Итоговая беседа «Откуда хлеб пришел». Просмотр презентации. Рассказать откуда берётся хлеб. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства.
3 этап - заключительный
17. Обработка и оформление материалов в мини-музей «История хлеба» Воспитатель
18. Анализ результатов.