галина рябчикова
Конспект занятия «Откуда хлеб пришел» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
Расширять знания детей о сельскохозяйственном труде хлебороба;
Закрепить знания детей о производстве хлеба, о том, что в этом труде заняты люди многих профессий (трактористы, комбайнеры, летчики, шоферы, мельники, пекари, продавцы.)
Развивать разговорную речь с использованием пословиц, поговорок. Продолжать учить детей умению объяснять смысл пословиц, поговорок и стихотворений. Расширять активный словарь детей.
Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к результатам труда многих людей, к хлебу.
Материал к занятию :
Публикация «Конспект занятия „Откуда хлеб пришел“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Колоски пшеницы, ржи.
Картины с изображением различных работ в поле.
Черный, белый хлеб; муляжи сушек, мука.
Методы и приемы:
Словесные: вводная беседа; художественное слово; вопросы к детям; загадки; пословицы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций с изображением различных работ в поле; рассматривание колосьев и хлебобулочных изделий.
Игровые: физкультминутка; хороводная игра «Каравай».
Ход ЗАНЯТИЯ:
На столе под салфеткой стоит хлеб.
Воспитатель: - Что на свете всех богаче? ( Дети: Земля… Правильно. Наша земля богата: она дарит нам фрукты, овощи, хлеб. Но самое ценное для людей (показ хлеба) – это хлеб.
Слава миру на земле.
Слава хлебу на столе.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрустной корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
словно солнцем налитой.
- Хлеб да соль! – такими словами встречают дорогих гостей, желают им счастливой и безбедной жизни.
- А сегодня мы отправимся в путешествие, в село. Как вы думаете, чем занимаются люди в селе. (Показ картинок, и дети приходят к выводу, что на селе люди разводят домашних животных, выращивают овощи. хлеб.)
- Мы каждый день едим хлеб, пирожные, печенья. А как вы считаете: из чего их делают? («Из муки»). А что такое мука? Из чего ее получают? («Из зерен» - дети рассматривают колоски).
- Ребята, но чтобы вырастить рожь, пшеницу, нужно затратить много труда. Вначале надо поле вспахать. В старину лошадь запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле. А теперь поле пашет трактор с бороной. После пахоты земля становится мягкой, рыхлой. На вспаханное поле выходят другие машины – сеялки.
По земле сырой, не жесткой, там, где тракторы прошли,
Неглубокие бородки в темной пашне пролегли.
И до вечера, и позже, до полночи с темнотой
Зерна сыпались, как дождик, точно дождик золотой.
- Ребята, как вы думаете, почему зерна ссыпаются до полночи? («Люди работают допоздна, чтобы в срок посеять семена, чтобы они могли вырасти»).
- В старину по полю шел сеятель и сыпал из лукошка пригоршнями семена.
- А сумеете ли вы отгадать загадки?
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем таких, как я, будет целая семья.
(семена, зерна)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай.
(плуг)
Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А, как пашет, семь плугов тащит.
(трактор)
Вырос в поле дом, полон дом зерном –
Стены позолочены. Ходит дом ходуном на стебле золотом.
(колос)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Представьте, что вы зернышки (дети сжались в клубок).
Пригрело солнце, прошел дождь – появились всходы (потянулись, встали – 4-5 раз)
- Продолжим наш рассказ. Взошла пшеница, но с ней взошли и сорняки. Вновь помогает людям техника – самолет разбрасывает над посевами химическую жидкость, она уничтожает сорные травы. И вот выросли, наконец, хлебные колосья. В конце лета поспели. Тогда на поле выходят комбайны. (Показ картинок)
- Как вы считаете, кто управляет ими? (Комбайнеры). Комбайн – очень интересная машина: она срезает колосья, вымолачивает из них зерна, и они по длинному рукаву-бункеру высыпаются в грузовые машины. Солому комбайн собирает в копны. А в старину срезали колосья в ручную – цепью били по колосьям, и зерна высыпались из них.
- Потом зерна везут на мельницу. Для чего? (делают там муку) Как вы думаете, что происходит дальше с мукой? Для чего она нужна? (Ее везут на хлебозавод, где ее упаковывают для продажи. А еще на хлебозаводе из муки пекут хлебобулочные изделия)
- Посмотрите на эти колоски и скажите, чем они отличаются, и как называются. (рожь – длинный, тонкий колосок; пшеница – короче и толще, зернышки круглые. Мука получается: или пшеничная или ржаная)
- С давних времен хлеб всегда берегли, в честь него слагали гимны. Им встречали дорогих гостей. В народе говорили о хлебе, как о живом существе. Его называли «кормилец», «батюшка». С детских лет учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое на земле богатство. Хлеб необходим нам, как вода, как воздух, как сама жизнь. Недаром народ создал о хлебе много пословиц.
- А какие пословицы о хлебе вы помните?
Хлеб – всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Не шуба греет, а хлеб.
Гречневая каша – матушка наша,
а хлебец ржаной – отец нам родной.
Без хлеба нет обеда.
Худ обед, коли хлеба нет.
- А почему мы так говорим… (выбираются 2-3 пословицы). Что обозначают эти выражения?
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло,
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе.
- Расскажите о тех руках, которые делают хлеб. ( Дети вспоминают профессии : хлебороб – человек, который выращивает и собирает пшеницу; трактористы, комбайнеры, летчики, водители, пекари и т. д.)
- Не на деревьях булки растут. Помни, малыш, хлеб – это труд. (Показ нарисованного колоска без зернышек и зернышек отдельно). Жили эти зернышки в колоске, но в этих колосках их нет, они куда-то потерялись. Давайте придумаем, что могло случиться с зернышками. (В своих рассказах дети с опорой на картинки перечисляют последовательность производства хлеба).
– Спасибо, у вас получились хорошие рассказы. А что обозначает вот эта пословица: «Хочешь есть калачи – не сиди на печи». О чем она нам напоминает. («Не надо лениться»)
- Теперь вы знаете, как и откуда приходит хлеб на наш стол. Вы хорошо запомнили, что такое хлеб, сколько труда вложено в него и, как надо относиться к хлебу. Как? Как вы думаете? (не бросать хлеб на пол, не играть с ним, не крошить, доедать)
В конце занятия дети выходят на игру «Каравай» :
Дети идут по кругу и проговаривают:
В осенний день у каравая хороводы, звон и смех.
Сам друзей он выбирает, выбирает, но не всех.
Каравай, каравай, кого любишь – выбирай!
Ведущий: Я люблю, конечно, всех, Ну а …. больше всех…
Останавливается и кланяется перед одним участником игры.
Тот, кого выбрал ведущий, отвечает: Я иду, иду, иду и друзей с собой веду.
Берет за руки того, кто стоит рядом и, идя змейкой, образует круг. (Игра повторяется уже в свободной деятельности детей.)