Виктория Плетухина
Активные формы взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка по теме «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»
«Воспитывают все вещи: люди, явления….
Но прежде всего и дольше – люди!
На первом месте – родители и педагоги!»
(А. С. Макаренко)
Семья - уникальный первичный социум, дающий ребёнку ощущение психологической защищенности.
Семья для ребёнка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь ребёнок находит примеры для подражания. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему вместе: детский сад, семья, общественность!
Публикация «Активные формы взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Главная цель педагога – взаимодействие с родителями – совместный подход к воспитанию. Задача детского учреждения – тесный контакт с семьёй, оказание педагогической помощи родителям в плане подходов воспитания!
Родителей важно заинтересовать, показать, что может детский сад сделать для их детей. Воспитатель должен проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьёй. Используя принцип индивидуального подхода, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей воспитанников. Работа даст положительный результат в том случае, если воспитатели и родители станут действовать согласованно.
С чего начать?
А начать нужно с анализа социального состава родителей. Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи считаю:
1. Знакомство с каждой семьей (беседы, анкеты, тестирования)
2. Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, точные ответы на вопросы родителей)
Планомерно и активно распространяю педагогические знания среди родителей, оказываю практическую помощь в воспитании детей и способствую вовлечению родителей в образовательную деятельность. Я стараюсь заинтересовать и привлечь к партнёрству, использую для этого разнообразные формы :
1. Традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование, дни открытых дверей, праздники)
2. Нетрадиционные (семейные проекты, участие родителей в творческих конкурсах, выставки семейного творчества, оформление стенгазет, проведение онлайн - занятий)
Активно включаю в работу с родителями распространение информации о жизни группы на сайте в интернете, что пользуется особой популярностью.
Поставила перед собой цель и задачи!
Цель: Раскрыть актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в детском саду.
Задачи:
1. Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.
2. Создание дружеской, позитивной атмосферы, общности интересов, эмоциональной поддержки.
3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
4. Поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Этапы работы по данной теме:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Знакомство с современными подходами и формами работы с родителями.
3. Разработка новых интерактивных форм работы с родителями.
4. Анализ результатов работы.
Взаимодействие детского сада и семьи – это очень важно и полезно для ребёнка в его развитии. В настоящее время дошкольное образование ставит перед педагогами четкую задачу: обеспечить участие родителей в образовательном процессе. Задача воспитателя грамотно наладить работу по взаимодействию ДОУ и родителей.
Опираясь на накопленный в практике опыт сотрудничества с семьями воспитанников и вовлечению их в жизнь группы, мною используются разные формы взаимодействия, которые способствуют поддержке образных инициатив родителей и эффективному включению их в образовательную деятельность.
Провела анкетирование родителей. Уточнила из него, что хотят увидеть родители от детей, каким опытом могут поделиться сами. Составила перспективный план работы взаимодействия с родителями.
Самыми актуальными методами взаимодействия по изучению семьи считаю:
1. Знакомство с каждой семьей (беседы, анкеты, тестирования)
2. Установление контакта с родителями (доброжелательный разговор, точные ответы на вопросы родителей)
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
Название мероприятия Цель мероприятия
Сентябрь
1. Знакомство родителей с режимом дня, сеткой занятий
2. Памятки «Знания и умения детей 5-6 лет»
3. Видеоролик «Воспоминания о лете»
4. Выставка рисунков о лете
Сентябрь
1. Взаимодействовать с родителями
2. Дать родителям знания, что должен знать ребенок
3. Предложить родителям нарисовать рисунок «Отдыхаем летом»
4. Привлекать родителей в творческих выставках
Октябрь
1. Оформление стенда «Народные приметы осени»
2. Консультация «Безопасность детей»
3. Участие в проекте «Осенняя палитра»
4. Видеоролик «Осень золотая»
5. Осенний праздник
6. Брошюрка «Чистоговорки про осень» Октябрь
1. Привлекать родителей принимать участие в творческих выставках
2. Повышение компетенции родителей в обеспечении безопасности жизнедеятельности детей
3. Участие родителей в творческих группах
4. Доставить радость от просмотра видео
5. Участие родителей в празднике
6. Познакомить родителей с особенностями связной речи детей
Ноябрь
1. Папка - передвижка «Профилактика простудных заболеваний»
2. Фотовыставка «Наши мамы»
3. Просмотр видео ко Дню Матери
4. Праздник ко Дню Матери Ноябрь
1. Ознакомление родителей с основными фактами, способствующими укреплению здоровья
2. Доставить радость мамам
3. Взаимодействие с родителями, установление доверительных отношений
4. Привлекать родителей к участию
Декабрь
1. Фото-папка «Зимние забавы»
2. Участие в выставке «Новогодний бум»
3. Видеопоздравление «С Новым Годом»
4. Помощь родителей в подготовке к Новому году, украшение в группе Декабрь
1. Познакомить родителей с играми забавами в зимний период
2. Создание условий для осознания родителями необходимости совместной работы
3. Создать радость родителям
4. Развивать желание родителей взаимодействовать с детским садом
Январь
1. Папка передвижка «Значение театральных игр в воспитании детей
2. Мастер класс для родителей «Игрушка, созданная собственными руками»
3. Консультация для родителей «Одежда детей в холодное время года»
4. Выставка сделанных родителями игрушек Январь
1. Познакомить родителей со значимостью театральных игр в воспитании ребенка
2. Способы изготовления игрушек в домашних условиях из доступных материалов
3. Осведомить родителей в том, какая должна быть одежда зимой
4. Доставить радость детям
Февраль
1. Консультация «Растим детей патриотами»
2. Просмотр видеоролика «Наши любимые папы»
3. Фотовыставка «Папочка любимый»
4. Открытое развлечение «Папа и я – со спортом друзья!»
5. Круглый стол: «Важно чтобы родители были примером для детей» Февраль
1. Дать родителям знания о том, какое значение в воспитании имеет патриотическое воспитание
2. Доставить папам и дедушкам радость от поздравлений
3. Совместная деятельность мамы и ребенка в творческом рисунке
4. Приобщать пап участвовать в жизни детского сада
5. Распространять педагогические знания среди родителей, помочь родителям в воспитании детей
Март
1. Оформление стенда «Весна» народные приметы
2. Театрализованное представление для детей с участием родителей «К нам гости пришли»
3. Просмотр видео поздравления «Наши мамы»
4. Праздник к 8 Марта
5. Фотовыставка «Моя мама» Март
1. Формировать информационную открытость с точки зрения непосредственного участия
2. Предложить родителям доставить радость детям
3. Доставить радость родителям
4. Привлекать родителей к участию в празднике
5. Участие папы и ребенка
Апрель
1. Консультация «Читайте детям книги»
2. НОД совместно с родителями «Правила дорожного движения»
3. Папка передвижка «Роль сказки в развитии воспитания ребенка»
4. Совместная деятельность «Мой любимый сказочный герой» Апрель
1. Показать родителям значимость чтения книг
2. Показать родителям уровень подготовки детей по ПДД
3. Предложить создать в группе библиотеку
4. Предложить создать творческую выставку
Май
1. Анкетирование родителей «Творческое развитие детей»
2. Выставка рисунков силами родителей «Мой ребенок самый …»
3. Родительский субботник
4. День открытых дверей Май
1. Выявить какие вопросы волнуют родителей по теме «Развитие творческих способностей у детей»
2. Предложить родителям нарисовать своего малыша
3. Привлекать родителей участвовать в жизни детского сада и группы
4. Дать возможность понаблюдать за своим ребенком в коллективе, на занятиях.
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе
Название мероприятий Цель мероприятий
Сентябрь
1. Анкетирование родителей по теме, «Какой Вы родитель?»
2. Индивидуальная консультация по вопросам родителей
3. Консультация «Речевое развитие детей 6-7 лет» Сентябрь
1. Повышение педагогической культуры родителей
2. Повышение педагогической грамотности родителей в той или иной области
3. Предоставлять информацию по речевому развитию детей. Познакомить с логопедическими упражнениями
Октябрь
1. Консультация «Игра как средство воспитания дошкольников»
2. Осенний праздник
3. Поэтический вечер «Очей очарование»
4. Просмотр видеоролика «Осень золотая» Октябрь
1. Распространение педагогических знаний, теоретическая помощь в вопросах воспитания
2. Привлекать родителей к участию в празднике
3. Вовлекать родителей в творческие вечера совместно с детьми
4. Доставить радость родителям и детям
Ноябрь
1. Игровой практикум «Увлекательное обучение грамоте»
2. Беседа «Обучение дошкольников дома»
3. Изготовление стенгазеты «Нет моей мамы красивей»
4. Просмотр видеоролика «Мамочка любимая»
5. Праздник День Матери
6. Открытый показ силами родителей «Теневой театр» Ноябрь
1. Повышение педагогической грамотности по обучению грамоте
2. Повышение родительской компетентности по вопросам обучения грамоте
3. Привлечь родителей к совместной творческой деятельности
4. Доставить радость от просмотра
5. Привлечь родителей к участию
6. Показать творческие способности родителей
Декабрь
1. Групповой конкурс «Снежинки» изготовление елочных игрушек
2. Акция «Елочка желаний» письмо Деду Морозу
3. Просмотр видеопоздравления к Новому году
4. Конкурс «Новогодний калейдоскоп»
5. Украшение группы к Новому году Декабрь
1. Совместная деятельность дома родителей и ребенка
2. Получение детьми и родителями положительных эмоций от совместного ожидания праздника
3. Доставить радость родителям от детей
4. Совместная деятельность родителей и детей
5. Привлечь родителей к участию
Январь
1. Анкетирование «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?»
2. Мастер класс с родителями «Как подготовить руку ребенка к письму?»
3. Просмотр видеоролика «Зимушка – зима»
4. Проект от родителей «Вкусное печение» Январь
1. Выяснить мнение родителей
2. Педагогическое просвещение родителям по подготовке руки к письму
3. Доставить радость при просмотре
4. Привлекать детей в украшении печения
Февраль
1. Семейная стенгазета «Армия России»
2. Развлечение «День Отечества»
3. Просмотр видеопоздравления для пап
4. Консультация «Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет для успешного обучения в школе» Февраль
1. Формировать патриотические чувства
2. Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми
3. Доставить радость папам
4. Распространение педагогического опыта по вопросам воспитания самостоятельности у детей
Март
1. Групповая выставка «Весенняя фантазия»
2. Праздник 8 Марта
3. Встреча с учителями начальных классов
4. Открытое занятие по обучению грамоте
5. Просмотр видеопоздравлений к 8 Марта «Мамочка моя Родная» Март
1. Показать творческие способности и рукоделия мам
2. Привлекать родителей к участию
3. Ознакомить родителей с информацией готовности ребенка к школе
4. Педагогическая просвещенность родителей
5. Доставить радость при просмотре
Апрель
1. Консультация «Как преодолеть страх перед школой. Беседа со школьным психологом
2. Посадка рассады цветов для клумбы
3. Проект от родителей «Посев гороха Апрель
1. Ознакомление родителей с психолого- педагогическими рекомендациями
2. Совместная деятельность педагога, родителей и детей
3. Доставить радость детям
Май
1. Родительское собрание «Чему мы научились за год?»
2. Акция «Пусть цветет наш детский сад!»
3. Выставка рисунков «Скоро в школу я пойду!»
4. Подготовка к выпускному балу
5. Видеоролик «До свидания детский сад» Май
1. Подведение итогов образовательной деятельности
2. Оформление клумбы на участке совместно с родителями
3. Совместная деятельность родителей и ребенка
4. Участие родителей в празднике
5. Доставить радость от просмотра.
Критерии работы по выполнению перспективного плана
1. Творческая активность семей воспитанников, ярко выраженная эмоциональность во всех видах деятельности
2. Эмоциональная отзывчивость, интерес к совместному сотрудничеству
3. Желание включиться в проблемы группы, детского сада
4. Организация открытых мероприятий
5. Использование педагогической литературы
6. Участие в выставках, конкурсах