Приложение МААМ

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Рябова Людмила Алексеевна
Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 33 «ГНОМ»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Методическая разработка

«Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Рябова Людмила Алексеевна

Домодедово 2016г.

Публикация «Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Речь - одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе. Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т. е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель: способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

• создать в группе развивающую речевую среду;

развивать произносительную и связную сторону речи;

• активизировать словарь детей;

• формировать грамматический строй речи;

развивать мелкую моторику руки.

Работу я веду по следующим направлениям:

• диагностика речевого развития;

• создание предметно-развивающей среды в группе;

• использование инновационных методов и технологий;

• интеграция занятий по развитию речи с занятиями познавательной, художественно-эстетической направленности;

• взаимодействие с родителями.

Свою работу по развитию речи я провожу в системе охватывающей все её стороны, речевые задачи решаю в процессе интеграции с другими видами деятельности.

Сюжетно-ролевые, дидактические и пальчиковые игры

Игры с правилами

Самостоятельная деятельность детей

Театрализованная деятельность

Нетрадиционные техники рисования

Создание картин в технике «валяние»

Лепка, аппликация, оригами

Интеграция помогает мне осуществить нормальное функционирование речи в жизни детей и значительно повысить эффективность и результативность моей работы по развитию речи.

Как загораются глаза детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда я говорю «Сейчас мы с вами, дети, поиграем!» Здесь даже не надо быть психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при этом именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра - это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и хотят действовать правильно.

Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Педагог должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения, разговаривать с ребятами по существу их игр, влиять на обогащение языка воспитанников.

Занимательные игры я использую в совместной деятельности в группе и на прогулке, предлагаю в самостоятельной деятельности.

В своей группе я оборудовала игровые уголки, где можно развернуть сюжетно - ролевые игры "Семья", «Больница», "Парикмахерская», «Ателье», «Почта» и др. Для совместных игр мальчиков создала условия для конструктивных игр (со строителем, модулями) и ролевых – «Водители», «Строители» и др.

Для создания интереса к решению умственных задач, развитию произвольного внимания, выработке выдержки, самообладания использую различные дидактические игры. («Чем можем – поможем», «Хорошо – плохо» на развитие представлений о добрых и недобрых делах и поступках).

Игры «Профессии», «Кукольный детский сад», «Куда едут машины», «Музыка для кукол», «Распутай путаницу», «Что из чего сделано», «Кем быть?» и др. помогают углублять представления о труде взрослых, представлениях детей о различных материалах, из которых сделаны предметы, свободно пользоваться предметами по назначению в сюжетно – ролевых играх

Для ознакомления детей с эмоциональными состояниями и настроениями персонажей ввожу игры «Театр настроений», «И весело и грустно», «Собери настроение».

Для развития формы речевых высказываний использую речевые игры : «Кукла сломалась», «Что делает?», «Жадина», «Чьи вещи?», «Скажи наоборот», «Как появляется одежда» и др. Они упражняют детей в обращении с просьбой о помощи, согласовании слов в роде и падеже, умении составлять сложное предложение.

Чтобы помочь детям понять, кто такой друг, как играть с другом мы использовали различные игровые ситуации: "Ласковые слова", "Позови друга", «Солнечный зайчик», «Сладкая проблема» «Коврик мира». Очень понравилось детям упражнение "Птенчики", которое помогло проявить и пережить чувство заботы.

В работе на сближение детей, развитию доверия использую игры «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост».

Тактильные контакты друг с другом помогают сплочению детского коллектива, учат понимать чувства других, физическому выражению своих чувств, оказывать поддержку и сопереживать. Среди эффективных форм взаимодействия с детьми по развитию навыков общения можно отметить: игровые и бытовые ситуации «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей). Мы с ребятами часто рассматриваем картины, отражающие знакомые для ребёнка жизненные ситуации, демонстрирующие поведение ребёнка (тревогу, волнение, физическую боль, огорчение и обиду) и реакцию окружающих сверстников на эти состояния. Читаем произведения о дружбе, взаимопонимании, взаимопомощи.

В книжном уголке подбираю книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают в различные эмоции и настроение, подбираю картинки с изображением различных поступков и дел реальных и сказочных персонажей, животных.

В музыкальном уголке подбираем фонотеку детских песен, классической музыки, сказок и различных звуков природы для слушания. В течение года фонотека пополняется фонограммами песен и танцев, разученных на музыкальных занятиях. Организовываю прослушивание музыки с целью повышения эмоционального фона, а так же понимания детьми настроения музыки. Прослушивание сказок и других литературных произведений в исполнении артистов помогает детям лучше понять эмоции героев.

Постановка воспитательных задач в разных видах деятельности помогает обогатить игру и общение детей.

Мы с ребятами часто ходим на экскурсии, встречаемся с людьми разных профессий, что помогает раскрыть содержание труда взрослых с разных сторон, обогатить детей яркими впечатлениями об окружающем, а в дальнейшем разнообразить сюжет игры.

При использовании пальчиковых игр «Пальчики здороваются», "Этот пальчик дедушка», «Нам здороваться не лень», «Мы делили апельсин», «Мамины помощницы», «Можно и нельзя», «Строим дом» также формирует модель доброжелательных отношений.

Создание условий в группе нацелено на развитие самостоятельной деятельности детей, на полноценное общение в игровой деятельности, на умение вести себя определенным образом с игрушкой. Дети стремятся к взаимодействию друг с другом, но не всегда точно знают и соблюдают требования, предъявляемые к тому или иному персонажу, выбирают уместные способы общения со сверстником, проявляют доброжелательное отношение к нему.

Работу с детьми по развитию навыков игрового общения со сверстниками я строю согласно следующим подходам:

- заинтересовать проблемой, ввести в игровую ситуацию. Для этого детям задаются вопросы: «Что происходит? Что случилось? Как возникла проблема? Кто участники событий? Почему возникли затруднения?»

- вызвать сопереживание участникам ситуации и понимание их затруднений с помощью вопросов: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо?»

- побудить детей к поиску возможных вариантов и способов решения ситуации с помощью вопросов: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать?»

- включить детей в конкретное практическое действие. Проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь решить конфликт.

- помочь пережить чувство удовлетворения от успешно решенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации, и порадоваться вместе с ними. Все ли довольны? Как мы будем поступать в подобных ситуациях? Какие чувства вы пережили? Если мы вместе, мы решим все наши проблемы.

- проявить интерес к личному опыту детей, способствуя самоутверждению ребенка и проявлению активности.

Для развития памяти, мышления, внимания, речи ежедневно провожу артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Для которых использую копилку речевого материала. В нее входят считалки, скороговорки, стихи, загадки, пальчиковые игры, альбомы для работы над звукопроизношением, и т. д.)

Тематические занятия я провожу в виде игры, по типу телевизионных «КВН», «Что? Где? Когда?».

Веду активную работу с родителями в виде бесед, консультаций, рекомендаций, викторин, анкетирования, приглашаю родителей на занятия.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием занимательных игр и упражнений, наглядных пособий, даё т свои результаты:

1. Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

2. Дети активнее стали работать на занятиях, у них развилось внимание, память, наблюдательность, повысилось творческое мышление, воображение.

3. Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась на 50%, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из 10 и более предложений. Составляют небольшие небылицы и творческие рассказы.

4. Дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

5. Родители заинтересовались речью детей и с удовольствием принимают участие в любой предложенной им деятельности.

Театрализованная деятельность также позволяет мне решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г. Генева арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности.

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации в детском саду. Правильная организация театрализованной деятельности способствует интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной. Под театральными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям»

Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Но самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры-драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Поэтому с первой младшей группы я вместе с детьми разыгрывала народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, продолжала заниматься этим, и, как следствие проделанной работы, уже в среднем возрасте театрализованная деятельность моих воспитанников превратилась в самостоятельную.

Существует много видов театра, используемых в дошкольном образовании. В своей группе я тоже сделала несколько видов театра:

• Пальчиковый театр

• Перчаточный театр

• Театр рукавичек

• Театр резиновой игрушки

Наиболее простой и удобный в работе с детьми первых дней жизни - театр резиновых игрушек. Создать его очень легко. Вначале подбирают резиновые игрушки. Они должны быть приблизительно одного размера, то есть так, чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумывают или подбирают сказку, где бы участвовали эти персонажи. Очень хорошо для раннего возраста использовать народные сказки, например: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок».

• Театр картинок (фланелеграф)

Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи - словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. А также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.).

Огромную роль на речевое развитие ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В течение года я учу детей воспринимать красоту и особенности природы в разные сезоны, стараюсь привить любовь и бережное отношение к живой природе. Использую нетрадиционные техники рисования. Процесс восприятия всегда сопровождаю высказываниями детей. Организуя процесс восприятия предметов искусства, продолжаю знакомить детей с народно-прикладным творчеством. Учу выделять и называть главные элементы узоров, различать чередующиеся элементы. Это развивает у детей чувство ритма, наличие которого является важной предпосылкой при подготовке к обучению письму. На занятиях по рисованию создаю условия для обогащения словаря за счет введения новых понятий (колорит, новых слов (например, при знакомстве с новыми изобразительными материалами). В процессе бесед отрабатываем с детьми различные грамматические навыки, упражняемся в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам. На занятиях по труду и лепке я развиваю мелкую моторику руки ребенка.

Вывод:

Организация предметно-пространстаенной среды в группе для развития речи детей дала положительный результат:

• дети активно используют в речи новые слова и понятия

• на занятиях по конструированию, изобразительной деятельности дети стали использовать в речи средства выразительности, используемые для художественного воплощения замысла

• занятия по развитию речи позволили развить у детей слух

• использование игр-драматизаций на занятиях по развитию речи, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры находит свое отражение в театрализованной деятельности

• дети стали более раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками

• дети стали чувствительнее к многообразию слов, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей

дошкольники научились употреблять в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, меньше делают логических ошибок, улучшилось звукопроизношение.

• научились произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, стали более эмоциональны

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Организация развивающее предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно.

Консультация «Организация предметно-пространственной среды в ДОУ для детей с нарушениями речи» .

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты для детей младшего дошкольного возрастаОбогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты для детей младшего дошкольного возраста Автор: Спесивцева Юлия Михайловна, воспитатель МДОУ д/с № 23 «Улыбка», г. Шуя Ивановской области Описание материала: материал может быть.

Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста План 1. Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста. 2. Понятие развивающей.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в комбинированной группе для детей с ОВЗ Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста с ЗПР в соответствии с ФГОС ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях для детей с целью адаптации к бассейну Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в развитии детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в развитии детей Одно из условий выполнения ФГОС – организация развивающей предметно – пространственной среды. Развивающая предметно – пространственная среда.

Значение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возрастаЗначение предметно-пространственной среды в развитии детей младшего дошкольного возраста Среда для ребенка является носителем информации, которая может способствовать, а может и препятствовать развитию ребенка. Действия ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 ноября 2016 в 20:54
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Рябова Людмила Алексеевна (УИ 236791) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД