Артемьева Юлия Анатольевна
Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
План
1. Актуальность проблемы организации развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста.
2. Понятие развивающей предметно-пространственной среды.
3. Значение развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста.
4. Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста.
5. Заключение.
Доклад
Публикация «Организация игровой развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
1. Одним из условий полноценного развития дошкольников, является организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, создание условий для развития речевой коммуникации посредством связной, диалогической и монологической речи, развитие игровой деятельности.
Государственный стандарт дошкольного образования – документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.
Поиск новых педагогических технологий, реализующих сегодня личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка, заставил по-новому посмотреть на функции предметной среды и в широком смысле слова определить место педагога в этой среде.
2. Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию, и соответствующее наполнение. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.
3. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие игровой деятельности ребенка, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
4. При построении развивающей предметно-пространственной среды педагогам следует опираться на ФГОС ДО: (должна быть)
- Содержательно-насыщенная;
- Трансформируемая;
- Полифункциональная;
- Доступная;
- Безопасная;
И на основные принципы построения образовательной среды :
поддержка разнообразия детства;
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников организации) и детей;
уважение личности ребенка;
реализация образовательной программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
Индивидуализация развития обеспечивается в зоне ближайшего развития, когда ребенок в процессе общения и сотрудничества со взрослым реализует свой уникальный потенциал и развивается в том темпо-ритме, который соответствует его психике, и в тех видах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают возрастным задачам развития.
Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом этих вышеизложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, ее способностей, овладению разными видами деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.
5. В группе детского сада должна быть создана оптимально насыщенная многофункциональная среда, предоставляющая возможности для организации различных видов игр с детьми, а также для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. Все игры и игрушки необходимо размещать так, чтобы воспитанники при необходимости могли легко взять необходимое и также легко убрать все на место после завершения игры. Игрушки должны быть подобраны с учетом возраста, пола, интересов детей, иметь высокий художественный уровень, отражать гуманистические ценности и идеалы. При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели.
Окружающее игровое пространство является главным стимулом, побуждающим детей к активной деятельности. Вместе с тем внесение в среду новых акцентов служит дополнительным мотивом к разнообразной деятельности и в тоже время может быть проявлением индивидуальности детей группы.