Любовь Архипова
Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: сформировать представление детей о жизни животных (птиц, рыб, зверей) и их приспособления к среде обитания характерного для того или иного класса животных.
Работа проходила в 3 этапа:
1. Знакомство с рыбами;
2. Знакомство с птицами;
3. Знакомство с зверями;
Публикация «Формирование представлений о способах приспособления животных к окружающей среде у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Последовательность этапов была обусловлена результатами эксперимента показывающими, что приспособление рыб к среде обитания детям давалось легче чем у птиц или зверей т. к. эти приспособления ярко выражены и наглядно – представлены.
Для реализации поставленной цели, был разработан и частично апробирован педагогический проект.
При работе с детьми, действовала по следующей схеме. Были выбраны три области по которым будут проводиться различные занятия с детьми: рыбы птицы, звери.
Непосредственная работа с дошкольниками осуществлялась в групповой и индивидуальной форме. Занятия проходили в группе и на улице. На первых занятиях, проводились дидактические игры.
В группу была внесена модель сред обитания животных, которая помогла детям лучше понять особенности жизни животных соответствующей сред обитания.
Также с детьми в ходе совместной деятельности было организовано несколько НОД на темы «рыбы», «птицы», «звери», где были показаны иллюстрации, прочитано стихотворение, рассказана информация. Дети были активны и старались по максимуму выполнять все задания и просьбы.
Этапы были разделены на недели. Первая неделя была посвящена рыбам.
Тема: «рыбы и их среда обитания».
Цель: учить видеть проявления общей зависимости внешнего строения рыб, их образа жизни от среды обитания : рыбы в воде плавают – это их способ передвижения, плавают с помощью плавников и хвоста; плавники находятся на спине, брюшке и хвосте (самый сильный).
Краткий ход НОД: детям давалась информация о том, что главную роль при движении рыбы играет хвостовой плавник, другими рыба гребёт как вёслами; тело рыбы сжато с боков, вытянутое или круглое, обтекаемой (рыбовидной) формы, что помогает им плавать в воде; тело покрыто чешуёй, чешуйки накладываются одна на другую, что препятствует проникновению воды, чешуя гладкая и скользкая, что облегчает движение в воде. Всё это вместе взятое помогает рыбе плавать в воде.
Тема № 2: «как питаются рыбы».
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости способа питания от устройства ротового аппарата.
Краткий ход НОД: детям давалась информацию о том, что питаются рыбы тем, что есть в воде – маленькими рачками (дафниями, циклопами, личинками комаров, червями, др. рыбами, растениями. Рот у рыбы образован челюстями, во рту зубы, ими она схватывает пищу. Рыбы питаются мелкими животными и растениями, мирные (карась, линь, плотва и большинство мелких рыбок). Они ищут и ловят корм в воде. Рыбы, которые поедают других рыб, называются хищными. У них сильные, острые зубы, они стремительно догоняют или подкарауливают свою добычу и схватывают её пастью с зубами (щука, окунь, налим, акула и др.).
Тема № 3: «Где зимуют рыбы?».
Цель: Учить детей понимать состояние рыб в разных сезонах.
Краткий ход НОД: детям давались знания о том, что активность и жизнь рыб зависит от того, холодно им или тепло в воде (от температуры воды). В тёплой воде весной и летом рыбы деятельны, ищут пищу. С осенним похолоданием вода в водоёмах становится холодной, меньше становится пищи (жучки, рачки, личинки умирают или прячутся на дне, растения увядают, поэтому и рыбы снижают активность. Большинство рыб собираются на дне водоёмов или зарываются в ил, где и находятся до весны. Весной откладывают в воду много икры, из которой появляются мальки, умеющие сразу плавать и находить корм.
Далее была неделя, посвящённая птицам.
Тема № 1: «птицы».
Цель: учить детей видеть проявления приспособленности птиц к наземно-воздушным условиям жизни.
Краткий ход НОД: давались знания о птицах как животных, живущих на земле и в воздухе. Живут они везде: в лесу, в степи, в горах, около воды и на воде, и в других местах.
Так же детям давалась информация того, что дышат птицы окружающим их воздухом при помощи лёгких.
Тело птиц покрыто перьями, которые защищают от холода и жары.
Учили детей видеть основной способ передвижения большинства птиц по воздуху – полёт. Летают они с помощью крыльев. Передвижение по воздуху связано с постоянными поисками пищи. Лёгкое тело обтекаемой (вытянутой) формы, перья также помогают при полёте.
Дали информацию и о втором способ передвижения птиц по земле – ходят, прыгают, бегают с помощью ног (двух) разной длины у разных птиц. Способ их передвижения по земле зависит от устройства ног: с крепкими длинными ногами птицы ходят, бегают, с короткими – подпрыгивают с помощью цепких пальцев с когтями птицы передвигаются по деревьям и удерживаются на ветвях.
Тема № 2: «как питаются птицы».
Цель: учить детей пониманию способа питания и устройства ротового аппарата птиц.
Краткий ход НОД: давали знания о том, что рот у птиц представлен клювом, им они берут пищу. «Питаются птицы по-разному. У насекомоядных птиц клюв ещё острый, может широко открываться, им удобно доставать и ловить насекомых. У зерноядных птиц клюв короткий, крепкий, тупой.
Тема № 3: «Птицы и сезонные изменения».
Цель: Формировать знания об изменении образа жизни птиц в зависимости от сезонных условий среды обитания.
Краткий ход НОД: особый период в их жизни – зима. В это время жизнь птиц складывается по-разному.
Зимой становится холодно, сплошной снежный ковёр покрывает землю, сокращается световой день, нет обилия корма, так как исчезает большинство насекомых, с растений осыпаются семена, ягоды и т. д. Поэтому на зиму многие птицы покидают родные места, те которые насекомоядные и водоплавающие, улетают в тёплые края, где тепло и много пищи (ласточки, жаворонки, журавли, скворцы, грачи и др.). Весной они возвращаются. Однако многие птицы остаются зимовать у нас. Они находят себе пищу и зимой – почки, семена и поды растений, личинки, куколки насекомые. Часть птиц кормится около жилья человека (ворона, сорока, подкармливаются снегири, синицы и др.
Третью неделю мы посветили зверям через разные приемы формировали знания о наземных зверях как животных, живущих на земле.
Тема № 1: «звери».
Цель: подвести детей к пониманию того, что дышат они, как и птицы, окружающим их воздухом с помощью лёгких, тело зверей покрыто шерстью, которая защищает их от холода и жары, помогает сохранить тепло.
Краткий ход НОД: звери по земле ходят, бегают, прыгают, лазают по деревьям с помощью четырёх ног, наличие которых позволяет животным передвигаться по земле. Ноги у зверей разные по длине. У одних короткие, у других длинные, у третьих – передние и задние ноги разной длины. Животные с одинаковыми ногами ходят, бегают (лиса, волк, кошка, с разными по длине ногами – прыгают (заяц, белка, кролик).
Тема № 2: «как питаются звери».
Цель: дать знания детям о том, что питаются звери по-разному.
Краткий ход НОД: одни поедают других животных, едят мясо (волк, лиса, собака). Это хищные звери. Другие питаются растениями и их частями. Это травоядные звери (заяц, белка, корова). По-разному звери добывают пищу. Например, хищники выслеживают добычу, гоняются за животным, загоняют, схватывают добычу пастью с сильными, острыми клыками и разрывают её. Травоядные звери находят и собирают растения. Их части (траву, ветки, листья, плоды, семена, откусывают, грызут пищу острыми передними резцами и перетирают пищу плоскими коренными зубами. Хищники догоняют свою добычу, быстрый бег им необходим. Травоядным нужно умение быстро прыгнуть в сторону, быть незаметным, уметь спрятаться или убежать.
Тема 3 «Зима и животные».
Цель: дать знания детям о сезонных изменениях зверей в жизни и поведении.
Краткий ход НОД: летом для всех животных много разной пищи. Зимой же, когда холодно и земля покрыта снегом, пищи становится значительно меньше, поэтому звери по-разному проводят зиму, по-разному переносят это неблагоприятное для них время года. Все звери к зиме линяют, меняют летний шерстный поров на зимний, более густой, длинный. Это уменьшает потерю тепла их телом и облегчает поддержание постоянной температуры тела зимой. У многих из них меняется и окраска их шерсти на светлую или более белую, меняя заметную зимой (заяц-беляк, белка и др.). Это помогает зверям спрятаться от хищников. Тёплый зимний мех защищает зверей от холода, но это позволяет многим из них сохранять активность в течение зимы. Свободно живут зимой те звери, которые могут прокормиться в это время (волк, лиса, заяц и др.) или питаются заранее запасённым на зиму кормом (белка). Звери, которым корма зимой недостаточно, впадают в спячку (медведь, барсук, ёж и др.).
На основании данного содержания знаний подвели детей к понятию «млекопитающие, или звери». Это животные, тело которых покрыто шерстью, рождают живых детёнышей и вскармливают их своим молоком.
После формирования у детей общих понятий уточнили понятия «домашние» и «дикие звери». Домашние живут в хозяйстве человека, он строит для них жилища (коровники, телятник, крольчатник и др., ухаживает за ними (кормит, поит, содержит в чистоте, оберегает). Люди создают им необходимые условия для жизни в зависимости от их потребности. Без заботы человека домашние животные погибнут. Чем лучше человек ухаживает за ними, тем животные здоровее, красивее и подвижнее. Ухаживают за домашними животными пастухи, доярки, телятницы и др.
Дикие животные живут свободно в разных местах, сами добывают себе пищу, никто о них не заботиться, сами спасаются и от врагов.
Вывод:
Проведенная работа показала, что дети усвоили знания о приспособлении животных к среде обитания. Сформировалось понимание, что каждое животное обладает определенной системой, набором приспособлений к условиям среды.
Далее у детей сформировалось представление о легочном дыхании, затем усвоились знания о приспособлении животных к сезонным изменениям.
Таким образом, результаты обучения показали достаточно высокую степень обобщенности знаний и умений выделять в предполагаемых группах животных существенные признаки приспособления животных к условиям среды. Убедительное доказательство этому – достаточно отдаленный перенос усвоенных способов и направления анализа, а также характер проводимых сравнений и обобщений.
Пример конспекта:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему : «Среда обитания!»
Цель: Сформировать представления детей о том, что у каждого живого организма существует своя среда обитания.
Задачи:
1. Расширить понятие приспособленности организмов к среде обитания; подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений;
2. Расширить кругозор детей, внимание, память, речь, мышление;
3. Воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование: картинки животных, рыб и птиц.
Предварительная работа : Просмотр картинок животных, рыб и птиц; беседа с детьми о животных и их жизнью в природе.
Ход занятия:
Вводная часть
В: ребята сегодня мы с вами поговорим о рыбах зверях и птицах, какие 3 среды вы знаете?
(Ответы детей)
В: Где живут птицы? (звери, рыбы)
(ответы детей)
В: а зачем птицы летают?
(ответы детей)
В: каждое из существ живет в той среде где ему комфортно, добывать пищу, передвигаться.
В: Как все эти животные приспособились к своей среде обитания?
(ответы детей)
В: давайте рассмотрим птиц (рыб, зверей, что им помогает передвигаться? Питаться? Дышать?
(ответы детей)
В: благодаря чему рыбы передвигаются по воздуху?
А есть ли птицы, которые не умеют летать? А почему? (масса бела больше чем размах крыльев)
Чем питаются птицы? Как приспособились?
В: у рыб обтекаемая форма тела, она помогает передвигаться в воде, плавники и хвост. Тело покрыто чешуёй и слизью.
Дышат рыбы чем?
В: Ребята, а каких рыб называют хищными? Да, они питаются другими рыбами.
- А не хищные рыбы чем питаются? (листьями, стеблями подводных растений)
В: отлично. Остались звери. Зверей очень много, но мы рассмотрим с вами некоторых (лиса, заяц, волк)
В: как же звери приспособились к наземной среде?
Как питаются?
Чем покрыто их тело?