Ольга Балашова
Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведении занятий в ДОУ».
Решающим фактором развития ребенка сегодня становится личность педагога. На первый план сейчас выходят такие личностные и профессиональные качества и компетенции воспитателя, которые позволяют ему успешно осуществлять педагогическую деятельность, направленную на создание каждому воспитаннику необходимых условий для получения дошкольного образования. Профессиональная компетентность – это единство личностных и профессиональных качеств педагога, а повышение профессиональной компетентности воспитателя – это одно из психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в ДОО.
Публикация «Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросу организации и проведения занятий в ДОУ» размещена в разделах
С позиции Майера А. А. модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования и о себе, как о субъекте профессиональной деятельности.
По мнению Майера достижение конечного результата - определенного уровня развитости профессиональной компетентности- возможно только при формировании основных ее компонентов в такой последовательности: центром структурно-функциональной модели проф. компетентности является мотивационная готовность педагога. Второй компонент – это теоретическая готовность. Третий компонент- это технологическая готовность. Четвертый компонент – это результативная готовность
Опираясь на данную модель, учитывая требования ФГОС ДО к психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации программ ДО специалисты НИРО Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р предлагают структуру профессионально-педагогической компетентности педагога (компетентностную модель) с выделением отдельных компетентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога, которая включает методическую, коммуникативную, технологическую, деятельностную, креативную, игровую и рефлексивную компетентности. Названия говорят о содержании каждой компетентности.
Расшифровка тех компетентностей, которые необходимо развивать у педагогов с целью повышения качества проведения НОД и его результативность.
Методическая компетентность в контексте ФГОС ДО :
Воспитатель способен выявить цели и задачи собственной педагогической деятельности; структурирует и выстраивает процесс обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществляет педагогическую диагностику и на основании ее проектирует индивидуальную траекторию развития воспитанника; четко определяет цели разработки методической продукции, знает структуру и содержание разных ее форм и видов (программа, перспективный план, календарное планирование, конспект занятия, сценарий развлечения и т. д.); прописывает необходимое методическое обеспечение, описывает дидактическое обеспечение реализации содержания образования;
Деятельностная компетентность в контексте ФГОС ДО :
Ориентируется в специфике ДО и особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владеет технологиями и принципами эффективной педагогической деятельности, основанной на взаимопонимании и взаимоуважении субъектов образовательной деятельности; способен на высоком профессиональном уровне планировать и организовывать виды деятельности : предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную и другие; мастерски использует методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценивать развитие ребенка в соответствии с конкретной ситуацией и вовремя внести коррективы в образовательный процесс; организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
Коммуникативная компетентность в контексте ФГОС ДО :
Создает благоприятную среду и комфортный климат для каждого ребенка, организует ситуации взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; владеет демократическим стилем взаимодействия субъектов образовательного процесса; умеет оказывать эмоциональную поддержку; владеет навыками аргументации и поведением активного слушателя, обратной связи; способен к языковой гибкости, говорит понятно и доступно для других; создает ситуации вербального и невербального взаимодействия детей друг с другом и со взрослым в разных видах деятельности.
Рефлексивная компетентность в контексте ФГС ДО :
Управляет своим поведением, контролирует свои эмоции; осознает уровень собственной деятельности, своих способностей; видит причины профессиональных проблем, способен к самоанализу, самопознанию, саморазвитию, творческому подходу в профессиональной деятельности; анализирует, оценивает и корректирует свою педагогическую деятельность в ситуации изменения условий образовательного процесса; соотносит свой опыт педагогической деятельности с действующей законодательной, нормативной правовой базой ДО.
Чтобы планировать методическую работу по повышению профессионализма и качества работы воспитателей, необходимо сделать анализ кадрового обеспечения ДОУ. Анализ показал, что 60% имеют среднее -специальное образование, 40% педагогов имеют стаж менее 5 лет, до 20 лет -24%, более 20 лет – тоже 24%, наличие первой и высшей квал. категории у 52% педагогов (половина, из 25 человек, КПК – 100%.
Исходя из полученных данных были поставлены следующие задачи:
1) Способствовать формированию мотивационно-ценностного и эмоционально-оценочного отношения педагогов к педагогической деятельности.
2) Изучать уровень сформированности компетентностной модели педагогов при просмотре и анализе разных форм работы с воспитанниками, в том числе НОД.
3) Создавать условия для повышения профессиональной компетентности воспитателей, используя наиболее эффективные формы методической работы.
4) Оказывать помощь в овладении коммуникативной компетентности
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Высокий уровень мотивации педагогов на формирование своего профессионализма.
2. Сформированная коммуникативная компетентность как основа педагогической деятельности.
3. Повышение качества организации образовательной деятельности в ДОУ, в частности, проведение НОД.
Решение поставленных задач должно привести к достижению общей цели методического сопровождения : совершенствовать теоретический уровень профессиональной компетентности и повышать практический уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ, направленные на развитие как воспитателей, так и воспитанников ДОУ.
Рассмотрим диагностику профессиональной компетентности педагогов и ее повышение в рамках подготовки к проведению педагогического совета по ОО «Речевое развитие». Тематический педсовет «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути решения». Первый шаг - тематическая проверка, цель которой является
определить уровень эффективности работы педагогического коллектива по формированию речевых умений у воспитанников ДОУ в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; выяснить причины и факторы, определяющие качество педагогической деятельности, направленной на речевое развитие детей.
Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи анализировалась по специальной карте, в которой прописаны критерии занятия, уровни и степень выполнения и краткий комментарий. В конце таблицы идут выводы и рекомендации. Результативность проведения образовательной деятельности детей на занятии напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности воспитателя, в частности, от основных четырех компетентностей – это методическая, деятельностная, коммуникативная и рефлексивная.
Методическая компетентность проявляется в следующих критериях: умение подобрать и сформулировать конкретные задачи НОД в соответствии с программными требованиями и возможностями детей (возрастными и индивидуальными, содержание занятия в целом, подбор и использование демонстрационного и раздаточного материала.
Деятельностная компетентность проявляется в следующих критериях : использование здоровьесберегающих технологий, разные виды и формы организации детской деятельности, наличие компонентов развивающего занятия- это подбор методов и приемов, направленные на мотивацию детей, на организацию процесса совместной деятельности и самостоятельной деятельности детей.
Коммуникативная компетентность проявляется в следующих критериях : речь педагога, подход к детям, коммуникативное взаимодействие детей.
Рефлексивная компетентность проявляется в следующих критериях: деятельность детей и организация обсуждения результатов деятельности детей.
Проведение занятия оценивается по балловой системе, которую предлагает К. Ю. Белая:
3 балла – высокий уровень проф. компетентности в данном критерии, 2 балла – допустимый уровень, 1 балл – критический и 0 баллов – недопустимый уровень, то есть компетентность отсутствует при организации данного компонента занятия.
Получается максимальное количество баллов – 30 баллов
В результате анализа занятий по развитию речи выявились факторы, которые мешают решить в полном объеме поставленные задачи НОД: в недостаточной степени сформирована деятельностная и коммуникативная компетентности воспитателей – они испытывают трудности при проведении разнообразной совместной и самостоятельной деятельности детей, небольшая речевая активность каждого ребенка (не в полном объеме осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход, а также допускают ошибки при формулировке и количестве вопросов (доступность, сами много говорят (преобладает прием объяснения, рассказывания)
После проверки с целью повышения качества проведения занятий по развитию речи и выполнения программных задач ОО «Речевое развитие» была организована и реализована следующая методическая работа : – после каждого просмотра проходит индивидуальная беседа с педагогом. Цель данных бесед: провести анализ содержания НОД с точки зрения сформировнности четырех компетентностей и решить, будет ли этот воспитатель показывать занятие другим коллегам (если набрали от 25 до 33 баллов) или посетит аналогичные занятия у других педагогов, чтобы поучиться (если набрали менее 22 баллов).
Организуется практическую деятельность - взаимопосещения НОД воспитателями по схеме: молодой педагог - стажист, стажист- молодой воспитатель, коллега-коллега по одной возрастной группе с последующим парным обсуждением - анализом. Далее семинар-практикум по составлению общего конспекта, коллективный просмотр занятия в старшей группе и тематический педсовет.
Воспитатели посещают занятия своих коллег, далее проходит его обсуждение, которое строится вокруг цели и задач, а также трех его частей – мотивация, вовлечение в деятельность и осмысление. Используется специальный вопросник (его не зачитывать) : Вопросник к анализу занятия :
1) Получилось ли мотивировать каждого ребенка к деятельности?
2) Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
3) Сколько времени вы уделили новому материалу? Из каких частей состояло занятие?
4) Насколько доступно был представлен материал, какие педагогические приемы были использованы?
5) Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными, получая оценки?
6) Каковы итоги работы в зоне ближайшего развития (через неделю научились ли дети самостоятельно выполнять то, что было предложено воспитателем?
7) Насколько благоприятным был психологический климат развивающего занятия, были ли дети эмоционально вовлечены в деятельность?
8) Все ли дети были вовлечены?
9) Проявились ли творческие способности?
Далее проводился практикум «Составление конспекта одного занятия». Собираются все педагоги.
Цель работы педагогов : применить свои знания и умения, связанные с составлением интересного и содержательного занятия в конкретной возрастной группе и по конкретному типу НОД, использовать коммуникативные умения при работе с коллегами.
Краткий ход:
1. Объединение в 4-5 подгрупп с условием, чтобы не работали в одной возрастной группе вместе и не друзья.
2. Самостоятельная работа в творческих подгруппах (15 минут).
3. Совместное обсуждение результатов (коллективный анализ конспектов).
4. Совместное составление общего конспекта НОД из самых интересных частей предложенных конспектов.
В день проведения педсовета организуется открытый показ НОД в старшей группе на тему: «Как мы солнце выручали, лучики его мы искали» с использованием мнемотехники. При составлении конспекта мы с воспитателем учитывали общие трудности педагогов. На данном занятии акцент делался на организации совместной деятельности детей, их перемещение, и на использовании разнообразной мнемотехники, которая поможет повысить речевую активность каждого ребенка. За столами дети составляли предложения о весне с помощью мнемодорожки, на ковре дети распределялись самостоятельно на три подгруппы, выбирая знакомое стихотворение о весне по мнемотаблице (свободное перемещение и выбор, для составления рассказа о весне выбраны мнемоквадраты (листья дерева, из которых потом составлялась мнемотаблица в виде дерева, дети свободно расположились на ковре. Рефлексия организована в виде самооценивания своей деятельности при выборе цветного кораблика. Окончание занятия в общем кругу.
Структура педагогического совета на тему «Речевое развитие дошкольников: проблемы и пути решения»
Цель: систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи детей как раннего, так и дошкольного возраста; повышение своей коммуникативной компетентности, как условия эффективной педагогической деятельности.
Педсовет строился на принципе диалога.
• «Организация дидактических игр в младшей группе по речевому развитию детей» Знакомство с картотекой игр и показ вариантов проведения одной из игр с малышами (практическое выступление воспитателя второй младшей группы)
• «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода моделирования – мнемотехники» (сообщение из опыта работы с показом презентации воспитателя старшей группы)
• Обсуждение открытого показа в форме дискуссии (две подгруппы – положительные и отрицательные стороны проведения занятия)
• Практическая деятельность «Культура речи воспитателя как фактор речевого развития детей» (заполнение анкеты педагогами для самооценивания своих коммуникативных умений и уровня сформированности коммуникативной компетентности)
• Просмотр выставки пособий по речевому развитию детей
В кругу мы обсуждали содержание карт для самооценки, в двух подгруппах анализировали занятие, одна подгруппа высказывала положительные стороны, другая – отрицательные, также в кругу воспитатель проводила дидактические игры с воспитателями, как с детьми, далее коллеги оценивали уровень развития ее коммуникативной компетентности. Также активно проходил просмотр и анализ пособий по речевому развитию детей. То есть педагоги тоже как и дети перемещались во время педсовета, взаимодействовали, общались, имели возможность выбора.
В основе коммуникативной компетентности лежат коммуникативные умения воспитателя (умения педагогического общения) и если мы на них внимательно посмотрим, то увидим структуру занятия : Коммуникативная атака- мотивационный компонент, психологический контакт и устойчивый интерес детей – деятельностный компонент, обратная связь – рефлексивный компонент.
Работа педагога-психолога по формированию умений педагогического общения (коммуникативных умений)
Обучение приемам, позволяющим повысить эффективность педагогического общения проводит педагог-психолог. Обучение проводится в форме семинаров и практикумов (темы представлены на слайде). Широкие возможности для формирования коммуникативной культуры воспитателей открывают тренинговые формы работы. Такой практический опыт позволяет педагогу взглянуть на особенности взаимоотношений с детьми как бы со стороны, повышает психологическую компетентность, учит применять полученные знания на практике (тематика на слайде).
Подгрупповые формы работы :
тренинг «Развитие коммуникативных способностей»
тренинг «Развитие навыков профилактики и разрешения конфликтов»
тренинг «Повышение стрессовоустойчивости педагогов»
тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Групповые формы работы :
1. Семинар-практикум «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
2. Практикум по активному слушанию
3. Практикум «Коммуникативная гимнастика»
Методическая литература
1. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015
2. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
3. Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116
4. Тимофеева Л. Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013
5. Скоролупова О. А. «Тематический контроль в ДОУ», М., «Скрипторий», 2004
Общий вывод: Все компоненты компетентностной модели взаимосвязаны и взаимозависимы. Результатом соответствия педагога компетентностной модели является профессионально – педагогическая культура, позволяющая ему решать не только сложные профессиональные задачи, но и сохранять в меняющейся социокультурной ситуации личностные ценности и качества. Необходимо проводить методическую работу с педагогами, чтобы они соответствовали компетентностной модели современного воспитателя и являлись субъектами образовательной деятельности.