Анна Засыпкина
Развитие профессиональной компетенции педагогов в области организации новых форм развивающей образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В структурном подразделении «Детский сад №29 «Кораблик»» ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск работает 22 педагога, из них: воспитателей - 12, специалистов –10.
Анализ педагогического состава позволяет сделать вывод, что коллектив квалифицированный и опытный. 73% педагогов имеют высшее образование,27% - средне-специальное. 59% - имеют высшую категорию, 27% - первую. Лишь 18% педагогов имеют стаж работы в СП менее 3 лет. Воспитатели и специалисты систематически проходят курсовую подготовку, более 50 % педагогов прошли по ФГОС ДО. Организована методическая работа по переходу на обучение по ФГОС ДО.
Публикация «Развитие профессиональной компетенции педагогов в области организации новых форм развивающей образовательной деятельности» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Изучен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Проведены семинары, круглые столы, тренинги, педагогические советы. Педагоги занимаются самообразованием, участвуют в работе городских методических объединений, семинарах, форумах, фестивалях, вебинарах. Педагогический коллектив работоспособный, активный и творческий.
Воспитатели изменили предметно-развивающую среду, научились планировать деятельность с детьми в соответствии с ФГОС ДО. Проблема встала при организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, так как во ФГОС ДО требования к занятиям не прописаны.
Встал вопрос: Как организовать непосредственно образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО?
Участники проекта: педагоги СП «Детский сад № 29 «Кораблик» ГБОУ СОШ №13 г. о. Чапаевск, старший воспитатель.
Цел: Развитие профессиональной компетенции педагогов в области организации новых форм развивающей образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с новыми формами организации образовательной деятельности.
2. Изменить структуру непосредственно организованной деятельности.
3. Научить составлять конспект непосредственно организованной деятельности по новой структуре.
4. Научить проводить непосредственно организованную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.
Тип проекта: практический, внутренний, долгосрочный.
Этапы проекта:
I этап – аналитический (январь)
II этап – основной (февраль-октябрь)
III этап – обобщающий (ноябрь)
Материально-техническая база проекта: компьютеры, ноутбуки, мультимедиапроекторы, интерактивные доски.
Реализация проекта:
В ходе реализации проекта совместно с педагогами были рассмотрены:
структура образовательной деятельности, основанная на дидактических принципах развивающей системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова;
структура образовательной деятельности, основанная на дидактических принципах Л. В. Занкова.
Благодаря этим авторам появился системно-деятельностный подход.
Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей, и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).
В чём же сущность деятельностного подхода?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых дети, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Деятельностный подход ставит следующие задачи перед педагогом:
• Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
• Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
• Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Была разработана структура непосредственно образовательной деятельности, которая оформляется в табличной форме. В таблице прописывается деятельность воспитателя, деятельность воспитанников, ожидаемые результаты. За основу была взята структура непосредственно образовательной деятельности, основанной на принципах развивающих педагогических систем.
В процессе работы круглых столов, семинаров и консультаций, мы определили основные методы и приемы образовательной деятельности:
- постановка проблемы в соответствии с возрастом детей;
- максимальная деятельность всех детей (самостоятельно, в парах, в группах);
- ребенок занимает активную позицию на занятии: он –то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;
- во время образовательной деятельности главенствует дух открытия;
- обязательны смена мизансцен и движение;
- очередной вид деятельности следует начинать с постановки задачи в общем виде;
- не принимать ответы детей без обоснования их мнения и не оставлять без внимания ни одного ответа;
- отказаться от судейской роли: когда ребенок говорит, он обращается к детям, а не к воспитателю;
- учить детей видеть возможность многовариативности выполнения заданий; - статистическая поза ребенка не должна превышать 50% времени всего занятия;
- в процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;
- необходимо поддерживать у детей ощущение успешности;
- решение проблемной ситуации в заключении непосредственно образовательной деятельности.
Во время оперативного контроля с целью оказания методической помощи и индивидуальных консультаций обговаривались особенности оформления конспекта, последовательность заданий, игр в соответствии со структурой непосредственно образовательной деятельности. Обращалось внимание на подробное описание деятельности детей и ожидаемый результат. Давались рекомендации использовать разнообразные формы организации детей: игры-путешествия, викторины, конкурсы, экспериментирование. Напоминалось о необходимости обучения детей взаимодействию в группах и парах.
Мастер-классы помогали воспитателям и специалистам увидеть, как можно использовать новые формы организации образовательной деятельности; работу с интерактивной доской; обсудить соответствие новой структуре.
Педагоги стали чаще менять виды деятельности в процессе непосредственно образовательной деятельности, использовать все пространство группы, отказались от работы за столами и использовали их только по крайней необходимости. Частая смена динамических поз способствовала раскрепощению детей и созданию непринужденной атмосферы. Игры-путешествия дети воспринимали как игру и легко справлялись с заданиями, решали маленькие проблемы.
План-программа повышения профессиональной компетенции педагогов
№ п/п Мероприятие Срок
1 Консультация: «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС» Февраль
2 Круглый стол: «Структура непосредственно образовательной деятельности, основанной на принципах развивающих педагогических систем»
3 Семинар: «Деятельностный подход как основная форма организации НОД в детском саду» Март
4 Практикум: «Составление конспекта непосредственно-образовательной деятельности в соответствии с новой структурой»
5 Мастер-класс: «Организация непосредственно образовательной деятельности, основанной на принципах развивающих педагогических систем. Апрель
6 Индивидуальные консультации
7 Мастер-класс: «Организация непосредственно образовательной деятельности с использованием деятельностного подхода» Май
8 Оперативный контроль с целью оказания методической помощи.
9 Дискуссия: «Новые формы организации непосредственно образовательной деятельности» Август
10 Круглый стол: «Развитие умения взаимодействовать в паре у дошкольников подготовительной группы» Сентябрь
11 Индивидуальные консультации: «Организация взаимодействия детей в паре и в подгруппе»
12 Семинар: «Внедрение в образовательный процесс технологии деятельностного подхода как фактора, повышающего качество математического образования детей дошкольного возраста» Октябрь
13 Оперативный контроль с целью оказания методической помощи
14 Конкурс: «Педагогическая находка» Ноябрь
В ноябре был проведен конкурс «Педагогическая находка», где воспитатели и специалисты продемонстрировали новые формы организации непосредственно образовательной деятельности с детьми. На конкурс были представлены и конспекты, оформленные по новой структуре. Итоги подводились отдельно среди воспитателей и специалистов. По итогам конкурса можно сделать вывод: педагоги организуют непосредственно образовательную деятельность в соответствии с ФГОС ДО?
Результаты реализации проекта:
1. Изменена структура непосредственно организованной деятельности.
2. Педагоги умеют составлять конспект непосредственно организованной деятельности по новой структуре.
3. Педагоги владеют новыми формами организации образовательной деятельности.
4. Педагоги проводят непосредственно организованную деятельность в соответствии с ФГОС ДО.