Елена Фадичева
Использование технологии «деловая игра» для повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Использование технологии деловая игра для повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольных организациях.
Фадичева Елена Евгеньевна
Старший воспитатель
МАДОУ ДС №25 «Калинка»
Россия г. о. Химки Московской области
Публикация «Использование технологии „деловая игра“ для повышения профессиональной компетентности педагогов в дошкольных организациях» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Аннотация. Автором статьи рассматривается вопрос внедрения технологии деловая игра для развития компетентности воспитателей и специалистов дошкольного учреждения. Отмечено, что деловые игры являются наиболее результативной формой обучения педагогов, так, как вызывают интерес, и у воспитателей появляется возможность приблизить игровую ситуацию к реальной профессиональной деятельности.
Abstract. The author of the article discusses the issue of technology implementation business game to develop the competences of teachers and specialists of preschool institutions. Noted that business games are the most effective form of training teachers. as interest and the teachers have the opportunity to bring gaming to the real situation of professional activity.
Ключевые слова: деловая игра, компетентность педагога, партнёрские отношения, освоение новыми знаниями.
Дошкольный возраст - это важный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие способностей и индивидуальности ребенка. Ребёнок обретает опыт самоутверждения, а также познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
В связи с этим возрастает ответственность взрослых, окружающих ребенка и участвующих в организации его жизни, за качество воспитания и развития, прежде всего перед ребенком, а также перед родителями и обществом. В связи с этим возрастает роль повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений. У грамотного, чуткого воспитателя в «копилке» найдётся много средств, которые помогут малышу привыкнуть к детскому саду, обрести друзей и подготовиться к «взрослой» жизни. А деловые игры являются, эффективной технологией обучения педагогов ДОУ.
Почему мы выбрали именно деловые игры? Потому, что,
во-первых, эта технология выступает как форма, в которой наиболее результативно происходит осваивание педагогами содержания новой формы работы с детьми или сотрудничества с родителями. Знания, которые получают педагоги во время игры, предлагаются в ненавязчивой форме, а за счёт делового, партнёрского общения между игроками.
Во-вторых, «играя» воспитатели проявляют активность и самостоятельность, а также не бояться самовыражатья.
В-третьих, деловые игры находят эмоциональный отклик. Каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры.
А когда - интересно, педагоги могут обучаться, тем самым повышая свою профессиональную компетентность «в течение всей жизни».
Участвуя в деловых играх, у педагогов появляется возможность приблизить игровую ситуацию к реальной профессиональной деятельности. Они формируют умения действовать в различных педагогических ситуациях. Могут экспериментировать, проверяя разные способы воздействия. Они также могут совершать ошибки, которые в реальной жизни не допустимы. Тем самым найти выход из сложившейся ситуации и показать конечный результат, значительно сокращая время, реального прохождения этого периода.
Во время деловых игр участники получают возможность взаимодействовать с партнёрами эмоционально и творчески, вместе принимать решения. За счёт этого происходит быстрое освоение новыми знаниями, уточняются и совершенствуются на практике уже имеющиеся у педагогов навыки профессиональной деятельности.
Деловые игры имеют черты, как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают организованный, совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Деловая игра выступает как :
• во-первых, как форма работы с педагогами, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности;
• во-вторых, как эмоциональная насыщенность педагогами процессом обучения;
• в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде коллег. Такая форма работы ведёт к самоутверждению и самореализации педагога.
Таким образом, как считает К. Ю Белая, деловая игра - целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игровых и технических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности. [2, с. 96]
В нашем дошкольном учреждении в форме деловых игр проводятся : семинары, практикумы, консультации, педсоветы. На этих мероприятиях обсуждаются вопросы методического характера. Практические действия, проводимые воспитателями в игре, воспринимаются ими гораздо эффективнее, нежели теоретическое сообщение заведующей или старшего воспитателя. Установлено, что при лекционной форме обучения усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре - 90%. В деловой игре информация усваивается педагогами неосознанно и с удовольствием.
А так же мы заметили, что, такая форма работы в дошкольной организации помогает «раскрыться» молодому специалисту, а опытному педагогу поделиться своими знаниями и умениями. А также позволяет педагогам, давно работающим с дошкольниками «не выгорать», а постоянно поддерживать интерес и эмоциональный подъём.
Одной из важнейших задач современного образования является установление партнёрских отношений с родителями через реализацию модели взаимодействия "Семья – Ребёнок - Детский сад". Поэтому в нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией проведение семинара-практикума для родителей – в форме деловой игры. На таких совместных мероприятиях происходит обучение родителей, особенно молодых мам, методам личностно-ориентированного общения с ребенком-дошкольником. К проведению такого семинара мы привлекаем разных специалистов, которые рассказывают, какую игрушку предпочтительнее купить своему малышу; они же учат, как организовать игру. Такая работа полезна и родителям, и детям, и дошкольному учреждению, авторитет которого в глазах родителей только возрастает.
Опыт применения технологии деловая игра показал, что
• раскрывается творческий потенциал каждого педагога;
• в процессе деловой игры происходит более интенсивный обмен идеями, информацией;
• побуждает участников к творческому процессу.
• педагоги более внимательно оценивают свои способности и возможности;
• активно и с наивысшим интересом принимают участие во всех конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах и викторинах;
• способствует комфортному психологическому климату в коллективе, и воспитанию здорового поколения детей.