Артемьева Юлия Анатольевна
Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)
Педагог детского дошкольного учреждения призван осуществлять всестороннее воспитание детей, и в частности эстетическое.
Публикация «Своеобразие организации и проведения коллективных занятий по изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка очень большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе художественной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, образные представления и воображение, эстетические чувства (форма, цвет, композиция). Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и вместе с тем тонкого и чуткого и руководства педагога, учитывающего специфику изобразительного творчества ребенка.
Значение коллективной изобразительной деятельности, ее
особенности в работе с дошкольниками
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство
решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная
форма организации дает возможность каждому ребнку формировать умения
и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к
взаимопомощи и пр. Детские работы вызывают у них восхищение.
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды
детского художественного творчества, тесно связана с игрой.
В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно
распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и
самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется
дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают
сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и
соревнование.
Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных
форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической
меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет
для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется
процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений. Коллективные работы значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Детей радует коллективные занятия, их совместная деятельность. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.
В процессе проведения коллективной работы педагоги решают
большое количество задач нравственного воспитания.
Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности.
В методике преподавания изобразительного искусства известно несколько классификаций коллективных форм изобразительной деятельности.
Автор первой классификации – М. Н. Турро. Он выделил три основные формы коллективной изобразительной деятельности :
1. Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащихся, сделанных с учётом поставленной учителем задачи или со знанием смысла композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выполненные части композиции собираются в единое целое.
2. Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.
3. Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определённую операцию в процессе изготовления изделия.
К сожалению, опыт М. Н. Турро в своё время не получил развития, так как содержание программы по изобразительному искусству в 70-е гг. не способствовало широкому внедрению коллективных форм работы в практику школы. Популярна была лишь наиболее лёгкая форма совместной деятельности – фронтальная, которая позже получила название индивидуально-коллективной.
Вторая классификация- по признаку количества учеников, которую выделил Б. М. Неменский в ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Такая классификация по количественному составу участников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимодействия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.
Более точная классификация была представлена Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым. В её основе лежат три основные формы организации совместной деятельности :
-совместно-индивидуальная – характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учётом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.
-совместно-последовательная – предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.
-совместно-взаимодействующая – представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.
Специфика организации и руководства коллективной изобразительной деятельностью детей в разных возрастных группах.
Руководство коллективной изодеятельностью требует от педагога больших усилий. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования. Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для проведения занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка.
1. Подготовительный этап, который позволит углубить собственные знания по теме будущей работы, позволит сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной коллективной работе.
Для этой цели использую экскурсии, беседы, чтение книг, рассматривание репродукций, иллюстраций, а также совместная подготовка декоративного панно, на котором будет выполняться коллективная композиция.
2. Основной этап – этап выполнения работы, он включает в себя планирование выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изотворчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
3. Заключительный этап – период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Пример: Выполненную детьми композицию вывешиваем в уголке «Наше творчество». Тем самым привлекаем внимание родителей, они вместе с детьми рассматривают, обсуждают, хвалят ребенка за проделанную работу. А так же, у них возникает желание продолжить работу по изобразительной деятельности в домашних условиях.
Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий по рисованию для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
Рисование как вид изобразительной деятельности используется для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. Благодаря созданию коллективных композиций развиваются умения: общаться и взаимодействовать со сверстниками, педагогом, договариваться и при необходимости уступать друг другу, радоваться общим успехам.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков в самообслуживании способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, развивают воображение, фантазию, а в целом помогают ребенку подготовиться к обучению в школе.