Элеонора Вологдина
Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии ФГОС до
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пп. 3.4.2. указано, что «педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимым для создания условия развития детей».
Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
Публикация «Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов ДОУ в соответствии ФГОС до,» размещена в разделах
Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием своих знаний, а также, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся :
- интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
- информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
- рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда на смену рецептурно – информационному подходу приходит компетентностный, который делает педагога наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые возникают в его деятельности.
В современных условиях педагог, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого–педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций (Ю. П. Азарова, А. В. Петровский и др.).
Благодаря современным исследованиям ученых в сфере профессиональной педагогики, были открыты новые аспекты повышения профессиональной компетентности педагогов, в которых особое внимание отводится методическому сопровождению, которое, позволяет повысить эффективность педагогического общения и воспитательно-образовательного процесса в целом (И. А. Зимняя, К. А. Абульханова – Славская, В. А. Крутецкая и др.)
Таким образом, повышение качества дошкольного образования возможно при высоком профессионализме педагогических кадров, что требует изменения и совершенствования методической работы детского сада. Исходя из этого необходимо создать условия для:
• профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;
• консультативной поддержки педагогических работников и родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей;
• организационно-методического сопровождения процесса реализации образовательной программы дошкольного образования, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Этапы и формы методической поддержки профессиональной компетенции педагогов ДОУ :
1. Теоретический этап (изучение)
- проблемные консультации
- семинары-практикумы
- групповые дискуссии
- педагогические мастерские
- анкетирование
2. Методический этап (показ)
- Мастер-класс
- Школа педагогического мастерства
- Клуб творческих встреч.
- Психолого-педагогический семинар
- Психологический тренинг
- Организационно-деятельностные игры
- Деловые игры (с моделированием реальных практических ситуаций)
- Смотры-конкурсы
- День открытых дверей
3. Практический этап (разработка и апробация)
- Практикумы
- Творческие отчеты
- Научно-практические семинары
- Беседы за «круглым столом»
- Конкурс педагогического мастерства.
Таким образом, профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Методическая поддержка профессиональной компетенции педагогов заключается в построении системы работы, направленной на повышение качества дошкольного образования через развитие профессионализма педагогических кадров.
Список используемой литературы.
1. Адольф В. А., Ильина Н. Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления [Текст] : монография. – Красноярск, 2007. - 204 с.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс: учеб. пособие для вузов / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1996. – Кн. 1. – 567 с.
3. Кузьмина Н. В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню начального, среднего, высшего профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей: метод. рекомендации / Н. В. Кузьмина, В. В. Карпов, Л. Е. Варфоломеева. – СПб. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.–120 с.
4. Шмонина Л. В., Зайцева О. И. Инновационные технологии в методической работе ДОУ : планирование, формы работы. – Волгоград: Учитель, 2011.-215с.