Кустова Наталья
Методическая разработка семинара-практикума «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги, рада всех вас видеть! Усаживайтесь поудобнее. Я вам предлагаю, передавая вот этот мячик, называть слова прилагательные, характеризующую время года весна. Замечательно, сколько вы назвали красивых слов о весне. Скажите, пожалуйста, что мы сейчас с вами делали? (Высказывания педагогов). Оказывается, мы с вами сейчас играли в словесную игру «Назови слово». Предлагаю вашему вниманию, такое упражнение: «Ассоциации», опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются у вас с этим словом (Высказывания педагогов). Игра – это источник знаний, в игре ребенок приобретает массу всевозможных знаний - известно, что человек познает мир, играя. Игра - это сотворение собственного мира, в котором можно устанавливать для себя удобные законы, Игра для ребенка – это естественное состояние, ведущая деятельность ребенка. Но, чтобы этот вид деятельности состоялся нам с вами в группе нужно создать условия, т. е организовать предметно- развивающую среду.
Публикация «Методическая разработка семинара-практикума „Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
На семинаре – практикуме мы с вами поговорим о развивающей предметно – пространственной среде в рамках перехода к реализации ФГОС ДО. Вашему вниманию я предлагаю презентацию.
(1-й слайд).
В связи с внедрением в практику ФГОС дошкольного образования появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в создании предметно развивающей среды. Прежде всего, предметно - развивающая среда должна иметь развивающий характер, стимулирующий познавательную и двигательную активность детей. В каждой группе нужно продумать рациональную и целесообразную расстановку мебели с выделением различных зон. В последнее время просматривается весьма благоприятная тенденция приблизить условия дошкольного учреждения к домашним. Это важно, поскольку помогает комфортному самоощущению детей и оказывает влияние на их эстетическое воспитание. Создавая предметно развивающую среду в группе, нужно помнить, что детям совсем не нужны предметы (декоративные водопады, кружевные занавески, световое панно и прочие дорогие вещи, которые требуют слишком бережного обращения, что ограничивает активность дошкольников. Им нужно пространство для свободной деятельности и физической активности.
(2-й слайд)
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации (группы, участка) и материалов, оборудования и инвентаря для детей дошкольного возраста, охраны и укрепления здоровья, учетов особенностей и коррекции недостатков их развития.
(3-й слайд).
В ФГОС ДО зафиксированы конкретные требования к предметно-развивающей среде образовательной организации (группы): содержательность и насыщенность; доступность и безопасность, полифункциональность, трансформируемость.
Согласно Стандарта основу образовательного процесса в дошкольном возрасте составляет не усвоение учебных навыков, а специфические виды детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной. Вспомним виды детской деятельности. Какие вы знаете?
(4-й слайд).
Вы должны знать, что в центре оценки состояния предметно-развивающей среды лежит принцип деятельности. Рассмотрим подробнее требования к предметно-развивающей среде:
(5 слайд)
1. Доступность и безопасность: Доступность предполагает - свободный доступ воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам пособиям, обеспечивающим все основные виды детской деятельности;
Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно – развивающей среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
(6-ой – 9– ый слайды)
2. Полифункциональность:
Слово полифункциональность обозначает (от греч. polu - много) - сочетание различных функций в одном. Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды; (детской мебели, мягких модулей, ширм, уголков уединения, книжных ит. д.)
Отсутствие в группе уголков уединения делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным, снижает эмоциональный настрой и в целом нарушает его право на отдых. Наличие в группе предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов заместителей.
(10 – 12– ый слайд)
3. Трансформируемость, гибкость предполагает возможность изменений предметно-развивающей среды, в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Трансформируемость, гибкость – это одно из главных требований к организации предметно – развивающей среды в группе и ДОУ. Гибкое использование помещений позволяет решить многие проблемы, связанные с дефицитом площади. Вы знаете, что это и разрешено СанПином. Запрет на перемещение столов и стульев, использование их в игровой деятельности, ввиду бережного отношения к мебели, существенно обедняют возможность свободной игры, развития самостоятельного творческого преобразования действительности, активного освоения пространства жизни. Вот почему в предметно-развивающей среде нужно использовать предметы, материалы, которые позволяют изменять структуру и функции пространства и делают среду гибкой и трансформируемой. К таким предметам относятся: ширмы, легкие скамейки, шатры, занавески, мягкие модули и т. д.
(13-й – 16 - й слайд)
4. Содержательность и насыщенность предметно – развивающей среды – должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Пространство группы должно быть оснащено средствами обучения (в том числе и техническими, соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным инвентарем. Предметно-развивающая среда должна отражать игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность детей. Возможность экспериментирования с доступными детям материалами. Возможность самовыражения.
(17 -й слайд)
Рассмотрим типичные ошибки при организации предметно-развивающей среды. Жесткое зонирование помещений зачастую провоцирует учебно-дисциплинарные формы работы с детьми: фронтальное расположение стульев и столов с неизбежностью приводит к тому, что малыши сидят за партами. Стационарные игровые уголки для сюжетных игр с фиксированными темами и сюжетами:»Дом», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д. делают стереотипной сюжетно-ролевую игру, вносят в нее штампы, которые препятствуют проявлению самостоятельности, по созданию своего игрового пространства. Отсутствие уголков уединения делает пребывание ребенка в группе психологически напряженным. Малыши особенно нуждаются в отдыхе, покое и сенсорной разгрузке. Старшие дошкольники часто испытывают потребность в отстаивании своих психологических границ. Создание и оборудование таких уголков в группе (коридоре, спальне) помогут ребенку почувствовать себя в покое, безопасности, восстановить необходимые ресурсы.
Отсутствие зоны экспериментирования обедняет возможность развития ребенка. Эта зона может находиться рядом с творческой зоной или составлять с ней единое целое.
В группах отсутствуют предметы (ширмы, шатры, легкие скамейки, модульная мебель и т. д., которые позволяют изменять структуру и функции пространства.
(18-й слайд)
Значительные проблемы связаны с игрушками, предназначенными для главной деятельности детей – сюжетно-ролевой игры. Должны присутствовать куклы девочки и младенцы, куклы, изображающие персонажей разного возраста и разных профессий, куклы мужского пола. Нужны отдельные детали, символизирующие ту или иную роль, позволяющие ребенку принять и удержать игровую роль (шапочки, воротнички, повязки и пр.)Использование в играх муляжей, вместо предметов – заместителей, безусловно, обедняют игру, не развивают у детей воображение, функции мышление.
Закончить работу семинара-практикума я предлагаю игрой «Чудесная сумка». Передавая друг другу сумку, ответьте, что бы вы хотели положить в нее и взять с собой из приобретенных сегодня знаний. А я вам предлагаю положить в волшебную сумку вот эти буклетики «Пять требований к организации предметно-развивающей среды»