Инира Абзалова
Памятка для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»
Непосредственно образовательная деятельность - основная форма обучения в детском саду.
Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является непосредственно образовательная деятельность.
Систематическое обучение во время непосредственно образовательной деятельности – важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
Традиционно выделяется три формы организации обучения :
Формы
Публикация «Памятка для педагогов „Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
организации
обучения
Особенности
Индивидуальная Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребёнка больших нервных затрат; создаёт эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. /Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере. /
Подгрупповая
(индивидуально-
коллективная).
Группа делится на подгруппы.
Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровню развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения. /Работа группами во время непосредственно образовательной деятельности; экскурсия по группам; трудовая практическая непосредственно образовательная деятельность. /
Фронтальная.
Классификация непосредственно образовательной деятельности в ДОУ
Основание
классификации
Название
Дидактическая
задача
1. Непосредственно образовательная деятельность усвоения новых знаний, умений;
2. Непосредственно образовательная деятельность закрепления ранее приобретённых знаний и умений;
3. Непосредственно образовательная деятельность творческого применения знаний и умений;
4. Комплексная непосредственно образовательная деятельность, где одновременно решается несколько задач.
Содержание непосредственно образовательной деятельности
(раздел обучения)
1. Классическая непосредственно образовательная деятельность по разделам обучения;
2. Интегрированная (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Содержание непосредственно образовательной деятельности.
Структура классической непосредственно образовательной деятельности.
В любой непосредственно образовательной деятельности выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой: начало, ход непосредственно образовательной деятельности (процесс) и окончание.
Структурный компонент Содержание Виды деятельности
Начало непосредственно образовательной деятельности
Предполагает организацию детей : переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и чёткие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). Важно, чтобы воспитатель во время объяснения, показа способов действия активизировал детей, побуждал осмысливать, запоминать то, о чём он говорит. Детям надо представлять возможность повторять, проговаривать те или иные положения. Объяснение не должно занимать более 3-5 минут.
• игровая;
• предметная;
• речевая.
Ход (процесс) непосредственно образовательной деятельности
(основная часть) Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач.
Осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создаёт условия для того, чтобы каждый ребёнок достиг результата.
• учебная;
• игровая;
• художественная;
• речевая.
Окончание непосредственно образовательной деятельности
(заключительная часть) Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности :
- в младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положительные эмоции;
- в средней группе педагог дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей;
- в старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
• игровая
• предметная;
• художественная;
• речевая.
Особенности построения непосредственно образовательной деятельности. Вокруг «стержневой» (основной) деятельности во время непосредственно образовательной деятельности выстраиваются все остальные, используя материал данной деятельности, как базу (мотив) для возникновения следующей. Например, непосредственно образовательная деятельность по развитию мышления:
А) начинается с «игровой разминки» (игры «Внимание» и др.);
Б) содержит в основной своей части задачу, решение которой для шестилетних детей может требовать включения в «учебную» деятельность;
В) завершается «художественной» или «предметной» деятельностью (создание орнамента, строений, моделей и т. д.).
При этом в течение всей непосредственно образовательной деятельности ребёнок попадает в ситуацию, в которой ему необходимо аргументировать, возражать, высказывать просьбу и оценку, вступать в другие виды коммуникации, т. е. говорить.
Структура непосредственно образовательной деятельности зависит от её места в системе непосредственно образовательной деятельности по данной теме. Например, непосредственно образовательную деятельность на закрепление ранее приобретённых знаний и умений, содержание которых вытекает из предыдущей темы, полезно начинать с опроса. Если тема непосредственно образовательной деятельности не имеет достаточно тесной связи с предыдущей темой, то непосредственно образовательную деятельность полезно начинать с изложения нового материала.
Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельности
II младшая группа (с 3 -4 лет)
Количественный состав детей в микрогруппе Средства и способы формирования микрогруппы Содержание предлагаемых дел Развитие общения
Пары
• Сенсорные эталоны
• По желанию
• Внешние признаки предметов или явлений
• Сравнение по схожести
Репродуктивного характера
(исполнительского)
• Анализ
• Синтез
• Сравнение
• Внутри микрогруппы
• Желание быть вместе
• Дело «рядом»
Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельности
средняя группа (с 4 -5 лет)
Количественный состав детей в микрогруппе Средства и способы формирования микрогруппы Содержание предлагаемых дел Развитие общения
Пары,
Тройки • Сенсорные эталоны
• По желанию
• Наглядные модели
• Сравнение по жребию
• Внешние признаки предметов или явлений
Репродуктивного характера
• Анализ
• Синтез
• Сравнение
• Абстрагирование
• Обобщение
• Внутри микрогруппы
• Желание быть вместе
• Дела рядом и вместе
Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельности
старшая группа (с 5 -6 лет)
Количественный состав детей в микрогруппе Средства и способы формирования микрогруппы Содержание предлагаемых дел Развитие общения
• Пары
• Тройки
• Четвёрки
• Сенсорные эталоны
• По желанию
• Наглядные модели
• Понятия, признаки, свойства, качества предметов и явлений
• Сравнение по схожести и различию
Продуктивного характера
(творческого)
• Анализ
• Синтез
• Сравнение
• Абстрагирование
• Обобщение
• Классификация
• Систематизация
• Внутри и между микрогрупп
• Желание и умение сотрудничать вместе
Способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельности
подготовительная группа (с 6 -7 лет)
Количественный состав детей в микрогруппе Средства и способы формирования микрогруппы Содержание предлагаемых дел Развитие общения
• Пары
• Тройки
• Четвёрки
• Шестёрки
• Сенсорные эталоны
• По желанию
• Наглядные модели
• Понятия, признаки, свойства, качества предметов и явлений
• Сравнение по схожести и различию
Продуктивного характера
(творческого)
• Анализ
• Синтез
• Сравнение
• Абстрагирование
• Обобщение
• Классификация
• Систематизация
• Культура общения
Цели непосредственно образовательной деятельности.
Организуя непосредственно образовательную деятельность с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить её главную цель. А заключается она в том, будет ли эта непосредственно образовательная деятельность носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. Во время обучающей непосредственно образовательной деятельности (часто её называют традиционной) дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а во время развивающей они, используя приобретённый опыт, самостоятельно добывают знания.
Цель – это образ желаемого результата.
Цель – намерение, желание, устремление, мечты, социальный заказ и др.
Цель должна ориентировать деятельность педагога на выбор средств и создание условий необходимых и достаточных для их достижения.
При постановке целей полезно учитывать следующие требования:
1. Главным основанием постановки целей непосредственно образовательной деятельности должны служить анализ имеющихся потребностей и проблем на данном этапе реализации программы, с одной стороны и анализ возможностей, средств, ресурсов (в т. ч. временных, с другой.
2. Цели должны быть актуальными, т. е. отвечающими наиболее значимым проблемам.
3. Цели должны быть напряжёнными, но и реальными, т. е. находиться в зоне ближайшего развития ребёнка.
4. Цели должны быть сформулированы настолько конкретно (включая уровень желаемого результата и возможность его достижения за время одного занятия, чтобы можно было чётко определить, достигнуты ли они.
5. Цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий характер.
6. Цели должны соответствовать основным ценностям ДОУ.
7. Цели должны быть известны всем участникам деятельности, понятны и осознанно приняты ими, что требует специальной работы по коллективной выработке целей и их согласованию.
8. Цель конкретной непосредственно образовательной деятельности должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям коллектива, ДОУ в целом.
Алгоритм постановки цели:
1. Оцените имеющиеся проблемы (расхождение между требуемым и имеющимся состоянием реализации программы) и определите главную.
2. Чётко сформулируйте эту проблему.
3. Определите шаги (действия) по её решению, их последовательность.
4. Сформулируйте точно промежуточный результат (эффект) от исполнения каждого шага (действия).
5. Оцените какие (и сколько) их этих шагов (действий) можно реально осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
6. Сформулируйте цель непосредственно образовательной деятельности, содержащую описание эффекта от действий, которые вы планируете осуществить в рамках одной непосредственно образовательной деятельности.
Задачи, требования к ним.
Задача непосредственно образовательной деятельности триедина :
• Образовательная : повышать уровень развития ребёнка.
• Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
• Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ) рассматриваемая во время непосредственно образовательной деятельности.
Метод как способ достижения цели.
Метод это способ достижения цели.
Обучение осуществляется различными методами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Каждый метод состоит из определённых приёмов. Приём обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приёмы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Например, в старшей группе – метод беседа включает в себя распространённые приё мы: вопросы к детям, пояснение, рассказывание самими детьми. Одни и те же приёмы могут входить в разные методы обучения. Например, приёмы запоминания, использования загадки, показа действий, вопросов входят в состав методов наблюдения, беседы, упражнения, экспериментирования и др.
Главные методы обучения
Практические:
• опыт
• упражнение
• экспериментирование
• моделирование
Наглядные:
• наблюдение
• демонстрация наглядных пособий
Словесные:
• рассказ педагога
• беседа
• чтение художественной литературы
Игровые:
• дидактическая игра
• воображаемая ситуация в развёрнутом виде
При использование игровых методов необходимо учитывать, что дети постепенно овладевают тремя способами построения сюжетно-ролевой игры, которые не имеют чё тких границ:
• предметно-действенным (ранний и младший дошкольный возраст);
• ролевым (средний дошкольный возраст);
• сюжетосложением (старший дошкольный возраст).
МЕТОД –
Это способ достижения цели, т. е. совокупность приёмов и операций, используемых для достижения цели
(способ прикоснуться к ребёнку). Все методы обучения состоят из разнообразных приёмов, например, беседа – из приёмов постановки вопросов, анализа ответов воспитанников, комментирования и корректировки их, подведение воспитанников к выводам.
ГРУППЫ МЕТОДОВ
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И САМООРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(отражают основные аспекты структуры познания) МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ (НАПРАВЛЕНЫ НА РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ) МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
Перцептивный (чувственное восприятие) – изложения и восприятия учебной информации - словесные: лекция, рассказ, беседа; наглядные: иллюстрации, демонстрации, показ; практические: устные упражнения с дидактическим материалом, письменные упражнения, лабораторные упражнения, трудовая деятельность, работа с обучающими машинами (компьютер, отражающие как действие педагога, так и одновременно слуховые, зрительные и моторные восприятия воспитанников.
Логический – определяющий логику обучения - индуктивные
и дедуктивные методы, отражающие логику изложения
учебного материала педагогом и восприятия его
воспитанниками.
Гностический – метод, определяющий характер
познавательной деятельности воспитанников –
объяснительно-репродуктивные и информационно-поисковые
(частично-поисковые, исследовательские) методы.
Кибернетические – методы управления и самоуправления
непосредственно образовательной деятельности, которые
предполагают непосредственное и опосредованное управление и
частичное или полное самоуправление учением.
• Методы формирования (самоформирования) познавательных интересов, интереса к учению.
• Методы формирования (самоформирования) долга и ответственности в учении.
Методы устного контроля: фронтальный опрос,
индивидуальный опрос.
Методы письменного контроля: диктант (под диктовку).
Методы лабораторно экспериментального контроля: контрольные лабораторные работы, программированный контроль (с помощью компьютера).
Методы самоконтроля: путём устного воспроизведения
изученного; путём письменного воспроизведения материала; путём проведения опытов; с помощью программированных пособий.
Мотивация
Успешность формирования непосредственно образовательной деятельности зависит от того, какими мотивами она побуждается. Если ребёнок не хочет учиться, научить его нельзя. Внешне деятельность детей во время непосредственно образовательной деятельности может быть похожей, но внутренне, психологически, она весьма разная; часто она побуждается внешними мотивами. (Ребёнок не любит рисовать, но делает картину, чтобы подарить маме. Получить похвалу – это тоже внешняя мотивация.)
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребё нка: «интересно», «хочу знать (уметь)». Результаты непосредственно образовательной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
Схематически показана связь мотивации с содержанием непосредственно образовательной деятельности с его оценкой и подведением итогов.
Мотивация влияет на содержание непосредственно образовательной деятельности, на то чему и как учить, из содержания непосредственно образовательной деятельности вытекает оценка и подведение итогов непосредственно образовательной деятельности, которые обоснованы мотивацией непосредственно образовательной деятельности.
Игровая мотивация – даёт лучшие результаты, т. к. детям это нравится. Мотивация связана с этапами игровой деятельности, На каждом возрастном этапе, вслед за изменением способов сюжетно-ролевой игры, игровая мотивация должна меняться. Воспитатель должен уметь создавать игровую мотивацию с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на
разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
Правила построения мотивации:
• учёт возраста (в старшем возрасте познавательный интерес вытесняет игровую мотивацию);
• мотивация должна быть экономной (2-3 мин, она не должна доминировать, иначе теряется познавательный интерес;
• завершённость ситуации, персонаж должен проявляться в течение непосредственно образовательной деятельности.
Используя игровую мотивации воспитателю необходимо принять позицию «равного» партнёра.
Оценка результата.
Планирование результативности непосредственно образовательной деятельности предусматривает :
1. Обобщение полученных знаний и умений, оценку их освоенности.
2. Анализ результатов групповой и индивидуальной работы.
3. Внимание к процессу выполнения заданий, а не только к результату.
Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая и стимулирующая: ориентирующая заключается в том, что ребёнок вследствие педагогической оценки осознаёт собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживание ребёнком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
В конце непосредственно образовательной деятельности со старшими детьми формируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было плодом усилий самих детей, побуждать их к эмоциональной оценке непосредственно образовательной деятельности.
Окончание непосредственно образовательной деятельности в младших группах направлено на усиление положительных эмоций, связанных как с содержанием непосредственно образовательной деятельности, так и с деятельностью детей. Лишь постепенно в средней группе вводится некоторая дифференциация оценки деятельности отдельных детей. Итоговое суждение и оценку высказывает воспитатель, время от времени привлекая детей.
Возрастные этапы оценки:
Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).
Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.
Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом, ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
В начале года руководство и анализ детских работ проводится в игровой форме.
Важно обучать дошкольников взаимодействию друг с другом на основе общего интереса, которое должно восприниматься детьми как действительно необходимое для успеха предстоящей работы. Дети должны договариваться (например, кто будет рисовать предмет, который может быть изображён только в единственном числе). Дети могут сами объединяться в пары на основе личных, дружеских отношений. Ни в коем случае нельзя навязывать ребёнку другого партнёра. Важно высказать одобрение по поводу такой дружной работы, демонстрировать рисунки (если они получились удачными) другим детям.
Словарь используемых терминов:
Активность – 1) деятельность как таковая; 2) инициативность, живость, энергичность, творческая неуёмность личности.
Активность личности – способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении.
Взаимодействие – процесс совместного выполнения некоторого действия, влияние субъектов этого процесса друг на друга.
Возраст – период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности.
Возрастной подход в воспитании – учёт и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленный их возрастным составом.
Детство – этап развития человека, предшествующий взрослости; характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей детей (темперамента и характера, способностей и склонностей, интересов и мотивов и др., в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях.
Компетентность – 1) способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на её успешную интеграцию в социум; 2) успешное действие в конкретной ситуации.
Личностный подход – последовательное отношение педагога к ребёнку как личности, как самостоятельному субъекту собственного развития и воспитательного взаимодействия.
Научение – результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемого.