Мария Крылова
Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Существует большое количество определений понятия «здоровье». В соответствии с трактовкой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) : здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов [1; с. 10].
Образовательные учреждения и педагоги, в них работающие, должны обеспечивать доступность качественного образования в условиях, гарантирующих психологическую и физическую безопасность воспитанников, что предъявляет высокие требования к компетентности и профессионализму воспитателей ДОО в вопросах использования здоровьесберегающих технологий [2; с. 5].
Публикация «Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов по использованию здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (URL : https://www.polanka-sov.ucoz.ru).
Методические рекомендации по разработке учебных программ в образовательной области «физическое развитие» для ДОО представлены в Приказе Министерства образования от 17 декабря 2010 №1887 (о поэтапном переходе на ФГОС). Эти программы должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) (URL : https://nsportal.ru).
При переходе на процесс обучения по новым образовательным стандартам содержание образовательной области не трансформируется, но изменяются цели и подходы к обучению, применяемые методики и технологии. Именно поэтому вопрос о повышении профессиональной компетентности педагогов становится все более актуальным, так как в связи с ускоряющимся процессом морального обесценивания устаревают знания и навыки специалистов в современном мире [1; с. 30].
Также исследования последних лет свидетельствуют о неблагоприятном состоянии здоровья субъектов образовательного процесса: большинство воспитанников дошкольных учреждений состоят на диспансерном учете у специалистов детской поликлиники (таб. 1).
Таб. 1 Анализ состояния здоровья воспитанников
Год 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
2010 – 2011 20,7 % 75,3 % 3,2 % 0,8 %
2011 –2012 20 % 77,5 % 2 % 0,4 %
2012 – 2013 13,8 % 82, 3% 3,9 % -
2013 – 2014 5,5 % 87,7 % 6,8 % -
2014 – 2015 4,8 % 92,3 % 2,8 % -
Общий показ-ль за 2011-2015 13 % 83 % 3,8 % 0,2 %
Рис. 1 Анализ состояния здоровья воспитанников
Анализ распределения детей по группам здоровья показывает, что с 2010 по 20015 г. в детский сад набираются дети преимущественно со II и III группами здоровья.
Итак, актуальность методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам использования здоровьесберегающих технологий обусловлено рядом причин:
• состояние здоровья большинства воспитанников нуждается в улучшении;
• значительное количество педагогов имеют устаревшие знания и методики в области здоровьесбережения.
Цель данной работы :
1. Разработать методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
1. Провести эффективную методическую работу и повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе оздоровления воспитанников на основе освоения здоровьесберегающих технологий.
2. Обучить педагогов :
а) современным методам и приемам организации и проведения работы по содействию здоровью ребёнка в процессе обучения (на занятиях);
б) вариативному использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Формы методической работы :
• педагогический совет, психолого-педагогические семинары, научно-практические конференции, цикловые методобъединения, педагогические чтения;
• методические объединения специалистов, семинары-практикумы, творческие отчеты рабочих групп, малые творческие группы;
• индивидуальная работа по самосовершенствованию, творческие отчеты, практикумы, семинары, шефство.
Методы работы :
• изучение научной и методической литературы, обсуждение, мастер-класс, показ;
• методы мозговой атаки, погружения, проблемных ситуаций, аналитические;
• индивидуальное планирование, анализ результатов деятельности, самоанализ, самонаблюдение.
Средства методической работы :
• программа методической работы по здоровьесбережению учащихся, сборники нормативных документов, учебные планы и программы, методические рекомендации;
• программы по предметам, учебные пособия;
• контрольные задания, доклады, сообщения, тесты, анкеты.
Этапы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов (таб. 2) [3; с. 16].
Таб. 2 Этапы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
1. Вводный этап. Подготовительный.
2. Основной этап. Практический.
3. Заключительный этап. Аналитический.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня профессиональной компетентности и педагогов ДОО по вопросам здоровьесберегающих технологий;
2. Улучшение здоровья воспитанников;
3. Сформированность у выпускников ДОО навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни.
Таким образом, данная методическая работа способствует повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам здоровьесберегающих технологий и позволяет эффективно решать задачи, связанные со здоровьесбережения воспитанников (URL : https://www.ext.spb.ru).
Данная работа находится в стадии апробации, в связи с чем окончательные результаты будут опубликованы в следующих статьях.