Елена Евлюхина
Консультация-практикум для педагогов «Развитие способностей детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация - практикум для педагогов ДОУ
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества…
(Василий Сухомлинский)
Девиз консультации : «Только вместе, сообща».
Тема: Развитие темпо - ритмических способностей детей дошкольного возраста
в условиях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Д О.
Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Развитие способностей детей в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет Федерального государственного стандарта общеобразовательной программы дошкольного образования и условия его реализации заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание и методы работы с детьми.
Необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений.
В соответствии с Федеральным государственным стандартом общеобразовательной программы дошкольного образования, возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами ДОУ (воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, педагог-психолог). В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью голосового аппарата.
Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.
Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления этих проблем. Базируясь на таких видах деятельности как восприятие, исполнительство и творчество, музыкальные занятия включают не только традиционные виды музыкальной деятельности, но и ряд нестандартных, занимательных упражнений и заданий, направленных на целостное развитие детской личности (логоритмические, кинезиологические упражнения и задания) с учётом возможностей и потребностей детей, в том числе и детей с особыми возможностями здоровья.
Интегрированные музыкальные занятия с элементами логоритмики позволяют решать художественно-эстетические, коррекционно-развивающие и оздоровительные задачи, дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств.
Эта проблема является на сегодняшний день актуальной. Поэтому поставили перед собой такую цель:
- создание условий для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и устной речи у детей дошкольного возраста посредством различных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики.
С учетом цели были поставлены следующие задачи:
1. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми на музыкальных занятиях.
2. Развивать все компоненты устной речи на занятиях и через театрализованную деятельность.
3. Развивать умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
4. Развивать слуховое внимание, память, восприятие и воображение.
Новизна работы:
- предполагается вовлечение родителей как активных участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки.
2. Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии.
3. Развитие физических данных и координации движений
4. Повышение мотивации педагогов и родителей для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми и в организации режимных моментов.
Проводимые занятия воспитывают эстетические, нравственные и этические чувства, направленные на развитие творческих способностей, всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов.
При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа, используемых и логопедом, и музыкальными работниками, дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть. Перед распевкой или пением песен мы включаем чистоговорки, логопедические распевки, народные заклички на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом индивидуального речевого развития детей и под контролем учителя-логопеда. («Запилила пила…», «Кто в домике живет…», «Проворонила ворона вороненка…», «Та, та, два кота…») и др.
Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движения. Ритмическая форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивает детей на игру.
Включение логоритмических упражнений помогает легче усваивать содержание игры («Вышли мыши как то раз…», «Тучка по небу ходила…», «Снеговик…» и др.).
У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению их здоровья.
По результатам мониторинга прослеживается стабильная положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром.
Для детей это игра — а значит хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Опыт, накопленный в речевых играх используется в театрализованных постановках.
Мы понимаем и осознаем необходимость сотрудничества в решении общих задач: воспитателя, музыкального развития, учителя-логопеда, педагога-психолога, родителей и детей. Только вместе, сообща мы можем добиться необходимого результата. Поэтому рекомендуем активно использовать музыкальный материал в образовательной и совместной деятельности с детьми (в группе, на прогулке, в режимных моментах).
Воспитателями ДОУ на консультации-практикуме были проиграны различные упражнения, пальчиковые и музыкальные игры. Педагоги получили в помощь буклеты с играми на развитие координации речи с движением, логоритмическими играми и памятку по подготовке к праздникам. Педагоги выразили уверенность, что в результате у воспитанников произойдёт развитие физических данных и координации движений, улучшится музыкальное и речевое развитие детей.
«Музыка и слово подобно дождю.
Капля за каплей,
просачиваясь в сердце,
оживляет его».
Ромен Ролан