Наталья Сахарова
Особенности развития профессиональной компетенции будущего педагога в осуществлении поликультурного образования детей
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие профессиональной компетенции будущего педагога. Затрагиваются такие понятия, как: этнокультурная и этнографическая компетентность. Особое внимание уделяется обоснованию общих психолого-педагогических рекомендаций для родителей и педагогов по осуществлению поликультурного образования детей.
Ключевые слова: профессиональная компетенция, этнокультурная компетентность, профессионально-личностное образование студента, поликультурное образование.
Публикация «Особенности развития профессиональной компетенции будущего педагога в осуществлении поликультурного образования детей» размещена в разделах
В современных условиях развития высшего образования процесс подготовки педагога любого типа и уровня предполагает обретение профессиональной компетенции, которая может быть результатом только качественного образования, способного сформировать умение профессионально применять функциональные знания при выполнении определенных видов профессиональной деятельности.
В исследованиях ученых уделяется большое внимание изучению проблемы профессиональной компетенции. Понятие «компетенция» отвечает в большой мере новой парадигме профессионального образования, включая высшее [1-7].
Одной из составляющих профессиональной компетенции, с нашей точки зрения, является развитие профессионально-личностного образования студента – будущего педагога, которое возникает и развивается в период обучения в вузе на основе применения теоретических знаний и реализации практических умений, обеспечивая готовность и возможность осуществлять обучение и воспитание детей, в том числе и поликультурное. Особенностью компетенции студента является то, что она определяет круг полномочий, предоставляемых будущему педагогу для осуществления основных методов, средств и форм поликультурного образования овладение которыми происходит в процессе обучения в вузе, в том числе и в период педагогической практики.
В связи с реализацией компетентностного подхода в системе образования широкое распространение получила этнокультурная, этнографическая компетентность, которая исследуется Н. Г. Арзамасцевой [8]. Этнографическая компетентность – сложное интегративное понятие, включающее в себя теоретическую и практическую готовность к педагогической деятельности, в полиэтническом социуме, рассматривается как один из компонентов профессиональной компетентности педагогов.
Этнокультурная компетентность рассматривается как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения, навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты этнокультурной среды. Это и есть способ передачи культурного опыта от одного поколения этноса к другому, носителем которого является педагог как личность и индивидуальность. Основными составляющими этнокультурной компетентности являются :
- формирование знаний личности в результате изучения культурологических, психологических, педагогических, социальных аспектов конкретного региона;
- развитие навыков и умений в области этнокультуры, позволяющих свободно функционировать в социальной среде;
- приобретение и совершенствование профессиональных важных качеств личности;
- определение готовности к педагогической деятельности и выбора дальнейшего пути культурного и этнокультурного самосовершенствования.
Содержание деятельности студента по приобретению знаний, умений и навыков в осуществлении поликультурного образования детей включает в себя конкретные умения и действия. Приведем содержание некоторых умений, которые развиваются у будущих педагогов в рамках учебно-практической деятельности в вузе:
1) развивать потребность в приобретении знаний по осуществлению консультационной работы с родителями и педагогами в процессе поликультурного образования детей;
2) вырабатывать цели и задачи эффективного осуществления поликультурного образования детей;
3) организовывать и осуществлять конкретные виды профессиональной деятельности по поликультурному образованию детей;
4) актуализировать и развивать мотивацию в процессе развития познавательных интересов и потребностей детей в области этнокультуры;
5) учитывать собственный вклад в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
По нашему убеждению, в период вузовского обучения важно не только актуализировать и совершенствовать теоретические знания студента-будущего педагога, но и учиться применять их на практике. Такая логика гарантирует осознание студентом возможности получения дополнительных знаний о себе самом. Это формирует у будущего специалиста умение видеть себя в настоящем и будущем, видеть динамику саморазвития в процессе осуществления поликультурного образования, в том числе и в период педагогической практики в вузе. Эта работа должна включать в себя информационную, обучающую, профилактическую, диагностическую, коррекционную функции в организации и осуществлении поликультурного образования детей в детском саду. Исходя их этого, обратим особое внимание на выработку общих рекомендаций для родителей и педагогов в рамках осуществления психопрофилактической работы, направленной на создание условий, максимально благоприятных для поликультурного образования детей.
Общие психолого-педагогические рекомендации педагогам по осуществлению поликультурного образования детей могут быть таковы :
- особое значение занимает поликультурное воспитание, которое формирует у ребенка предпосылки к нравственности, гуманизму. Ребенок может узнать от своего педагога, как много на нашей земле людей, как много национальностей существует сейчас в мире. Он услышит о равенстве всех народов безотносительно к их расовой принадлежности, социальному и культурному развитию. Он поймет необходимость и разумность дружеских и уважительных взаимоотношений между представителями разных народов;
- необходимо обращать внимание на интернациональные отношения между представителями разных народов, на те нации и народности, представители которых есть в детском коллективе детей;
- необходимо к различным народным праздникам готовить стихи и массовые танцы разных народов, эстетически украсят праздники национальные костюмы;
- дети присваивают эмоциональные отношения взрослых к чему-либо в жизни без рациональных рассуждений. Поэтому, эмоциональный рассказ педагога о дружбе народов, его позитивное отношение к сокровищам духовной культуры каждого народа, его доброта ко всем детям лягут той эмоциональной основой на детские чувства, которые окажут влияние на всю дальнейшую жизнь;
- необходимо осуществлять экскурсии в места исконных народных промыслов. Освоение простейших способов и приемов работы с всевозможными материалами родного края развивают у ребенка эстетические чувства, создают условия для развития творческого воображения и формируют ту глубинную эмоциональную позицию по отношению к природе своего края и исконному промыслу людей этого края, которая, о-настоящему определяет чувство любви к своей Родине;
- необходимо осуществлять экскурсии на учебно-опытный участок, а также в лес, поле, степь, тайгу, тундру (в зависимости от географического места проживания) дети при помощи педагога могут многое открыть для себя в природе. Педагог вместе с детьми может уточнить конкретные, уже сложившиеся знания о растениях;
- особое внимание следует уделять консультированию родителей по основным целям, задачам и направлениям поликультурного воспитания в семье;
- особое внимание следует уделять проведению диагностических обследований с целью изучения причин и проявлений трудностей в поведении ребенка, его взаимоотношений со сверстниками;
- необходимо обратить внимание педагога на обучение детей правильным формам поведения в отношении детей разных народностей.
Общие психолого-педагогические рекомендации, которые будут полезны родителям, по осуществлению поликультурного воспитания в семье следующие:
- необходимо обратить внимание родителей на то, чтобы у ребенка дома была своя домашняя библиотека, в которой содержались книги об истории, культуре и бытности разных народов;
- необходимо отвести ребенка в детскую библиотеку, чтобы познакомить с книгами и рассказами разных народов;
- читать знакомые и новые художественные произведения о дружбе народов, о поступках людей разных народностей, где ребенок может проявлять желание сочувствовать главным героям некоторых произведений;
- необходимо разнообразить маршруты экскурсий по городам, где проживают разные нации и народности, чтобы ребенок мог проявлять познавательный интерес;
- необходимо приглашать в гости друзей, сверстников, соседей по дому, поощрять совместные игры, творческую деятельность, посещение секций и кружков, где есть возможность непосредственного общения и взаимодействия с детьми разных национальностей.
Таким образом, как показывает опыт, эффективность развития профессиональной компетенции зависит от процесса специально-организованной учебно-профессиональной деятельности студента в период обучения в вузе, которая способствуют становлению и совершенствованию профессионально-личностного образования, которое возникает на основе применения теоретических знаний и реализации практических умений, обеспечивая готовность и возможность будущего педагога качественно осуществлять поликультурное образование детей.
Литература
1. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) / В. И. Байденко // Высшее образование в России. – 2005. - № 10. – С. 3-13
2. Ташкинов, А. И. Формирование общих и профессиональных компетенций при инновационных технологиях обучения / А. И. Ташкинов, В. А. Лалетин, И. Д. Столбова // Высшее образование в России. – 2007. - № 1. – С. 128-133.
3. Макаров, А. В. Компетентностный подход в проектировании моделей социально-гуманитарной подготовки выпускника вуза / А. В. Макаров // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 6. – С. 46-62.
4. Арефьев, О. Н. Синтез ключевых компетенций, формирующих открытую образовательную систему колледжа / О. Н. Арефьев // Среднее профессиональное образование. – 2005. - № 7. – С. 2-6.
5. Самойленко, П. И. Профессиональная компетентность преподавателя высшей и средней профессиональной школы / П. И. Самойленко // Специалист. – 2005. - № 8. – С. 26-28.
6. Ларионова, О. И. Компетентность – основа контекстного обучения / О. И. Ларионова // Высшее образование в России. – 2005. - № 10. – С. 118-122.
7. Присяжная, А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А. Ф. Присяжная // Педагогика. – 2005. - № 5. – С. 71-79.
8. Арзамасцева, Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих учителей в контексте их профессиональной подготовки / Н. Г. Арзамасцева // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». - 2012. - № 3. – С. 15-18.