Елена Елшанская
Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи, люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. У детей, страдающих дизартрией, это основное средство оказывается нарушенным, поэтому им очень сложно общаться с другими людьми. В настоящее время эта речевая патология рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах.
Публикация «Метод замещающего онтогенеза в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками, имеющими дизартрические расстройства» размещена в разделах
Метод замещающего онтогенеза - это система дыхательных и двигательных техник и упражнений, которая учит правильному дыханию, оптимизирует и стабилизирует общий тонус тела, помогает преодолеть патологичекие регидные телесные установки и синкенезии. Поэтому метод замещающего онтогенеза в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрические расстройства, является актуальным. Он был создан в 1990 году Анной Владимировной Семенович. Идеология этого метода основывается на теории советских психологов Александра Романовича Лурии о трех функциональных блоках мозга и теории Любови Семеновны Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Метод замещающего онтогенеза включают в себя следующие виды коррекционно- развивающих упражнений:
Дыхательные упражнения
Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. У детей с дизартрическими расстройствами отмечается недостаточный объем легких, неправильный тип дыхания, обусловленный недостаточной регуляцией работы мышц дыхательной системы. Дыхательные упражнения дают возможность делать глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
Глазодвигательные упражнения
Позволяют расширить поле зрения, развивать самоконтроль и произвольность, укрепляют глазные мышцы. Плавные движения глаз снимают излишнее напряжение, что способствует нормализации мышечного тонуса. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.
Упражнения на напряжение и расслабление
Позволяют бороться с такими проблемами как гипо и гипертонус, мышечные зажимы, синкенизии, навязчивые движения. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение может по их воле смениться приятным расслаблением и спокойствием.
Растяжки
Это система специальных упражнений на растягивание организма, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических регидных установок, оптимизации мышечного тонуса и повышению психической активности.
Коммуникативные игры
Данные игры направлены на взаимодействие в игре. Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.
Релаксация
Необходимая часть комплекса упражнений метода замещающего онтогенеза, позволяющая снимать чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение. Она способствует расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений.
Представьте, что мы с вами летим на ковре-самолете:
«Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает спускаться и приземляется в нашем актовом зале (пауза). Делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза и чувствуем себя отдохнувшими».