Наталья Ложенко
Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений увеличилось количество детей со сложными (комплексными) недостатками развития. В нашем детском саду существует группа комбинированного вида для слабослышащих детей.
Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде. Варианты развития речи у слабослышащих детей очень велики и зависят от индивидуальных психофизических особенностей ребенка и от тех социально-педагогических условий, в которых он находится, воспитывается и обучается.
Публикация «Система коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Коррекционно-развивающая работа, со слабослышащими детьми строится с учетом следующих нормативных документов:
Конвенция о правах ребенка
Декларация о правах ребенка
Декларация о правах инвалидов
Гарантии прав ребенка
Конституция РФ
Приказ о внедрении ФГОС ДО
В работе, мы используем следующие программы:
Основные –
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду. От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
«Программа воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» под ред. Головчиц Л. А.
Парциальные –
«Примерная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» под ред. Л. В. Лопатиной
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 3-7 лет» Н. В. Нищева;
«Программа коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР» под ред. С. Г. Шевченко
Система коррекционно-развивающей работы построена с учетом задач дошкольного образования, закономерностей развития детей дошкольного возраста, особенностей психического развития детей с комплексными нарушениями развития в возрасте 4-5 лет, обусловленных характером и структурой нарушений; требованиями ФГОС ДО.
Коррекционно-развивающая работадолжна обеспечить целостность, комплексность, и всестороннее развитие ребенка.
Коррекционно-развивающее воздействие осуществляется через коррекционный комплекс, который состоит из 5-ти блоков:
1 блок – диагностический – первичное обследование, систематические этапы наблюдения специалиста за динамикой и коррекцией психического развития.
Включает:
психологический аспект – изучение уровня умственного, речевого, моторного развития; особенности гнозиса и праксиса; межанализаторного взаимодействия; пространственно-временных отношений; характера произвольной деятельности дошкольника.
педагогический аспект – выявление трудностей формирования ЗУНов, определение этапа, на котором эти трудности возникли, определение условий их преодоления.
2 блок - коррекционно-развивающий –представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
3 блок – аналитический – обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценить эффективности коррекционного воздействия
4 блок – консультативно-просветительский и профилактический – оказание помощи педагогам и родителям ввопросам обучения и воспитания ребенка.
5 блок – организационно-методический – работа с документацией.
Нашу группу комбинированного вида составляют 12 воспитанников: 4 ребенка с нарушением слуха, 2 – ОНР, 6 – норма.
Система работы построена в соответствии с нагрузкой и графиком работы. (сетка занятий)
При организации коррекционно - педагогического процесса в группе
учитываются особенности психофизического состояния
воспитанников и обращаем внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенную возбудимость и т. д.
С целью профилактики переутомления детей чередуем
занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями
физкультурно - оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В середине каждого занятия, проводим физкультминутку.
В течение дня необходимо предусматриваем сбалансированное
чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей.
Индивидуальная и подгрупповая работа проводится с детьми каждый день.
На индивидуальных занятиях выноситься материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы чередуются. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем - дефектологом в зависимости от уровня усвоения воспитанников программного материала
Вся работа проводится в тесном взаимодействии учителя-дефектолога с воспитателями.
В содержании коррекционно-педагогической работы выделяются несколько разделов, каждый из которых включает решение как воспитательных и образовательных задач, так и коррекционных, направленных на преодоление некоторых особенностей в формировании различных сторон психического развития дошкольников с нарушенным слухом.
«Развитие речи» является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нарушения речи и речевого общения. Основными задачами являются: развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова.
Важные коррекционные задачи решаются в процессе развития слухового восприятия и обучения произношению, целью этой работы является формирование навыков восприятия и воспроизведения устной речи. Работа по развитию слухового восприятия у глухих и слабослышащих дошкольников направлена на развитие остаточного слуха : дети обучаются восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний.
Обучение произношению предполагает: создание потребности в устном общении; формирование приближенной к естественному звучанию устной речи;
Так же, как и их нормально развивающиеся сверстники, дети с нарушениями слуха овладевают систематизированными элементарными представлениями о количестве и числе, величине и форме, о пространственных свойствах и отношениях предметов, счетными и измерительными умениями на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Особое значение придается обучению игре. Формирование игровой деятельности предполагает развитие интереса к играм, обучение действиям с игрушками, формирование ролевого поведения, умение использовать предметы-заместители и воображаемые предметы и действия, умение отражать в играх действия людей и их отношения, разворачивать и обогащать сюжеты игр.
Важной задачей, связанной с художественно-эстетическим развитием, является сенсорное воспитание детей. В процессе обучения проводится планомерное систематическое развитие различных видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, двигательного. На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, в свободной деятельности, в семье проводится целенаправленное обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
В процессе трудового воспитания дошкольников с нарушениями слуха развивается интерес к труду взрослых, происходит приобщение к элементарной трудовой деятельности. Познавательное и социальное развитие дошкольников происходит в процессе целенаправленной работы.
Особую значимость в процессе коррекционно-педагогической работы со слабослышащими дошкольниками приобретает музыкальное воспитание. Здесь задачи коррекции и компенсации недостатков развития детей решаются с помощью таких средств, как формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма движений и речи. Музыкальное воспитание способствует эмоционально-эстетическому развитию детей, развитию их эмоциональной отзывчивости и чуткости.
Помимо занятий, ребята каждое утро занимаются дыхательной гимнастикой по Стрельниковой, артикуляционной гимнастикой, су-Джок терапия.
В обязательном порядке утренняя гимнастика и физкультурно-оздоровительные игры.
Занятия на свежем воздухе, подвижные игры, трудотерапия.
В нашей группе так же проводится кружковая работа :
«Лопотушки» - логоритмика
«Бумажное волшебство» - оригами
«Приключение Свотофора» - ПДД
В настоящее время мы ведем работу над проектом «В гостях у сказки».
Не смотря на то, что слабослышащие дети имеют свои особенности, они испытывают значительные затруднения в общении с окружающим их миром, они принимают активное участие во всех мероприятиях проводимых в детском саду.