МААМ-картинки

Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи

Екатерина Слегина
Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение …. 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ…. 4 1.1 Какие нарушениям речи относятся к тяжелым, их краткая характеристика.

1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями….12

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….…18

2.1 Система коррекционно-логопедической работы в детском саду (комбинированного вида…22

Публикация «Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …. 28

Введение

К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Г. Прытко, Е. А. Соболева, Т. Б. Филичева и др., тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б. М. Гриншпун, М. Е. Хватцев и др.) [21].

Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего вида принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития речи и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т. А. Власова, Е. Ф. Рау, М. Ф. Фомичева, Чиркина Г. В.)

Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе, поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Цель исследования: организация логопедической работы с дошкольниками имеющими тяжелые нарушения речи в детском саду комбинированного вида.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научную литературу организации логопедической работы в дошкольном учреждении.

2. Дать характеристику понятия тяжелые нарушения речи.

3. Обосновать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Объект исследования: логопедическая работа с дошкольниками имеющими тяжелые нарушения речи.

Предмет: пути преодоления тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: преодоление речевых нарушений посредством организации логопедической работы в коррекционной группе ДОУ комбинированного вида.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.

1.1Какие нарушениям речи относятся к тяжелым, краткая характеристика. Среди причин, вызывающих нарушения речи, выделяются биологические и социальные факторы риска.

К биологическим причинам развития речевых нарушений относятся патогенные факторы, которые действуют в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Их в свою очередь можно разделить на органические (связанные со строением органа - языка, десны, зуба и. т. д) наследственные, передающиеся из поколения в поколение - редкие зубы. Выдвинутая вперед нижняя челюсть, врожденные (дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития плода могут, отрицательно влиять на речевое развитие ребенка. Также необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем (двуязычие в семье, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. Социально –психологические факторы риска связаны с психической депривацией детей. [9]

В результате действия этих факторов у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Механизмы и симптомы речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: ринолалия, алалия, афазия, заикание.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. [16]

Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие (ОНР), что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого развития. [16]

Первый уровень речевого развития - речевые общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Пассивный словарь детей шире активного. Однако исследованием Г. И. Жаренковой (1967) показана ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития. Низким речевым возможностям детей сопутствует и жизненный опыт,и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Второй уровень речевого развития. Общение осуществляется посредством использования постоянного,хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Здесь речевая недостаточность проявляется отчетливо. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы : выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды мебели,профессий. [21] Союзы и частицы в речи употребляются редко. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость :отмечаются перестановки слогов,звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник – воротник, тена –стена, виметь –медведь»).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (свистящие, шипящие, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по разному; смешения звуков; когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Дети слепили снеговика. -«Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов,сокращения при стечении согласных в слове. Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии реже –при ринолалии и заикании. [12]

Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным с

Публикации по теме:

Консультация «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога» «Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду с учетом рекомендаций педагога-психолога».На занятиях, для успешного запоминания.

Организация логопедической работы с детьми 1 младшей группы в режимных моментах Я работаю с детьми 1 младшей группы и хочется отметить, что дети в 1,5 – 3г. еще плохо разговаривают, так как в данном возрасте у детей.

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей с детьми, имеющими речевые нарушения Видео Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива,.

Использование интегрированных занятий в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения зрения Бурякова О. Ф. – учитель-дефектолог, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 компенсирующего вида.

Использование в логопедической работе современных педагогических технологий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи Я работаю учителем-логопедом в логопедической группе ДОУ с детьми,имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). В своей коррекционной работе владею.

Организация досуговой деятельности со слабовидящими дошкольниками как часть коррекционно-педагогической работы Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых, интересных, увлекательных, шумных праздников и соревнований. Одни.

«Тяп-ляп». Нетрадиционная техника рисования пальчиками. Организация кружковой работы с младшими дошкольниками Организация кружковой работы с младшими дошкольниками. «тяп-ляп» нетрадиционная техника рисования–пальчиками (Весёлые истории весёлых лягушат.

Проектная деятельность как метод работы с дошкольниками, имеющими лингвистические способности В настоящее время одним из интересных, ярких, развивающих, значимых направлений для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Сказка как средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в развитии речи Работа в парах и театрализованная деятельность предоставляет возможность сотрудничества и общения. Приоритетной целью коррекционно-развивающих.

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи
Опубликовано: 6 декабря 2015 в 11:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Слегина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД