Екатерина Слегина
Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …. 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ…. 4 1.1 Какие нарушениям речи относятся к тяжелым, их краткая характеристика.
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями….12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….…18
2.1 Система коррекционно-логопедической работы в детском саду (комбинированного вида…22
Публикация «Организация логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …. 28
Введение
К концу ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А. Г. Прытко, Е. А. Соболева, Т. Б. Филичева и др., тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б. М. Гриншпун, М. Е. Хватцев и др.) [21].
Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста при выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.
Дошкольное образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего вида принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития речи и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т. А. Власова, Е. Ф. Рау, М. Ф. Фомичева, Чиркина Г. В.)
Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе, поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.
Цель исследования: организация логопедической работы с дошкольниками имеющими тяжелые нарушения речи в детском саду комбинированного вида.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу организации логопедической работы в дошкольном учреждении.
2. Дать характеристику понятия тяжелые нарушения речи.
3. Обосновать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.
Объект исследования: логопедическая работа с дошкольниками имеющими тяжелые нарушения речи.
Предмет: пути преодоления тяжелых нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: преодоление речевых нарушений посредством организации логопедической работы в коррекционной группе ДОУ комбинированного вида.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ.
1.1Какие нарушениям речи относятся к тяжелым, краткая характеристика. Среди причин, вызывающих нарушения речи, выделяются биологические и социальные факторы риска.
К биологическим причинам развития речевых нарушений относятся патогенные факторы, которые действуют в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы и т. п., а также в первые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы и т. п.). Их в свою очередь можно разделить на органические (связанные со строением органа - языка, десны, зуба и. т. д) наследственные, передающиеся из поколения в поколение - редкие зубы. Выдвинутая вперед нижняя челюсть, врожденные (дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития плода могут, отрицательно влиять на речевое развитие ребенка. Также необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем (двуязычие в семье, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, т. е. отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. Социально –психологические факторы риска связаны с психической депривацией детей. [9]
В результате действия этих факторов у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи. Механизмы и симптомы речевой патологии рассматриваются с позиций клинико-педагогического подхода. При этом выделяются следующие расстройства: ринолалия, алалия, афазия, заикание.
Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. [16]
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Общение с окружающими в этом случае очень ограничено. Развивающее влияние общения оказывается в таких условиях минимальным. Поэтому, несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Характерно для тяжелых нарушений речи общее ее недоразвитие (ОНР), что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Общее недоразвитие речи- различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого развития. [16]
Первый уровень речевого развития - речевые общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Пассивный словарь детей шире активного. Однако исследованием Г. И. Жаренковой (1967) показана ограниченность импрессивной стороны речи детей, находящихся на низком уровне речевого развития. Низким речевым возможностям детей сопутствует и жизненный опыт,и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Второй уровень речевого развития. Общение осуществляется посредством использования постоянного,хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Здесь речевая недостаточность проявляется отчетливо. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы : выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды мебели,профессий. [21] Союзы и частицы в речи употребляются редко. При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость :отмечаются перестановки слогов,звуков, замена и уподобления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник – воротник, тена –стена, виметь –медведь»).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (свистящие, шипящие, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по разному; смешения звуков; когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. Дети слепили снеговика. -«Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов,сокращения при стечении согласных в слове. Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии реже –при ринолалии и заикании. [12]
Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным с