Наталья Викторова
«Семь дощечек мастерства». Игровое пособие «Танграм» в коррекционно-логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый из нас с детства знает, что такое игра. Порой в самой простой игре можно найти необычное и увлекательное. В игре мы обучаемся, уходим от проблем, стремимся к результату (пусть даже маленькому, заметным только для нас). Игры не только занимают досуг, но и обучают.
В наше время трудно найти человека, у которого дома не было бы компьютера, а в кармане не лежал бы сотовый телефон. Наш современный мир просто переполнен техническими новинками, за человека стала думать и решать машина. Мир вокруг нас становится техничным, а душевная теплота уходит.
Публикация «„Семь дощечек мастерства“, Игровое пособие „Танграм“ в коррекционно-логопедической работе» размещена в разделах
- Головоломки для детей
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Танграм, головоломка
- Темочки
Несколько месяцев назад я познакомилась с волшебной игрой Танграм. Слово ТАНГРАМ (кит. «семь дощечек мастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.). В процессе знакомства и овладения техникой складывания фигурки танграма у меня возникли вопросы: Какими качествами нужно обладать, чтобы складывать танграм? Развитию, каких качеств способствует умение складывать фигуры из танграма? Конечно же - это развитие внимания, памяти, мышления и речи, ведь игра обязательно сопровождается речевыми высказываниями.
Проблема.
Работая с детьми с нарушениями речи я столкнулась с:
- несформированностью связной речи;
- ограниченным запасом слов;
- нарушением памяти; внимания, мышления;
- коммуникативного поведения;
- неумение строить партнерские отношения в детском обществе.
Для решения речевых и коррекционных задач я решила использовать игру «Танграм».
Цель: сочетать выкладывание картинок из геометрических фигур (танов) с речевым материалом (стихи, загадки, чистоговорки, скороговорки, «доскажи словечко»).
• Образовательные задачи: учить детей выкладывать контурную картинку
• закрепить речевой материал по лексическим темам;
• развивать память, внимание, воображение, мышление, фантазию детей;
• продолжать учить детей ориентировке на листе бумаги.
Коррекционные задачи :
• автоматизировать поставленные звуки в речи детей;
• учить четко проговаривать чистоговорки;
• правильно согласовывать прилагательные с существительными, существительные с глаголами;
• уметь пользоваться предлогами
Воспитательные задачи:
• воспитывать внимание, память, выдержку, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца;
• воспитывать аккуратность в работе;
• воспитывать желание прийти на помощь товарищу
А главный девиз наших занятий: «Развиваюсь – играю – обучаюсь - говорю - достигаю».
Предполагаемый результат:
• Расширить словарный запас детей
• Развить внимание, мышление, мелкую моторику
• Улучшение партнерских отношений в детском обществе
Новизна.
Использование игры для решения не математических и логических задач, а речевых и коррекционных, а также для развития мелкой моторики рук и пальцев с использованием различных по фактуре материалов.
В работе с танграмом развиваются мелкие мышцы пальцев рук, для этого я решила использовать различные виды материалов
Бархатная бумага, магнитная лента, гофрированная бумага, фетр, пластик, поролон, дерево, картон.
Предварительная работа :
1. Вырезание вместе с детьми из бумаги и картона танов из квадрата.
2. Выкладывание простейших фигур, картинок путем наложения на изображение танов.
3. Включение игры "Танграм” в занятие (5-7 минут).
4. Индивидуальная работа в свободное время в группе и домашнее задание родителям поиграть всей семьей.
5. Знакомство и заучивание речевого материала к картинкам, использование его в игре "Танграм”, в закреплении поставленных звуков.
Как играть?
Составлять фигуры по образцу контуру. В состав каждой фигурки должны входить все семь частей, при этом они не должны перекрываться.
Придумывать свои фигуры по такому же принципу.
Для детей. Собирать фигуры по расчерченным на элементы образцам (ответам, как мозаику.
Первый этап
Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…
Второй этап.
Через несколько занятий и игр с танграмом, можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.
Начните с составления зайца, это самая простая из нижеприведенных фигур.
Третий этап.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это третий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания в детских садах рекомендуют предлагать детям с 5-6 лет.
Одно из первых заданий на этом этапе - бегущий гусь, начните лучше с него. Сначала, проанализируйте вместе с ребенком, их каких частей может состоять голова, шея, лапы гуся. Можно ли их сделать их других деталей…
Дальше можно прикладывать различные элементы головоломки, ища правильный результат.
Далее можно переходить к фигурам посложнее - человека бегущего и сидящего. Это самые трудные фигуры в этой головоломке, но потренировавшись, вы и с ними справитесь.
По многим темам подобраны картинки (дикие и домашние животные и птицы, деревья, дома, мебель, игрушки, транспорт, человек, насекомые, рыбы и др.) Следующим этапом данной игры был:
• подбор речевого материала к картинкам:
• загадки, веселые короткие стишки, скороговорки, чистоговорки, считалки,
• физминутки.
Этот речевой материал обогатил и расширил словарный запас детей.
Закрепление знаний об окружающем мире, закрепление навыков количественного счета, Развитие творческих способностей.
Танграм способен заинтересовать не только детей, у которых эта увлекательнейшая игра развивает мышление и воображение, но и серьезных взрослых ученых. Одним из величайших энтузиастов танграма считается писатель и математик Льюис Кэролл, в библиотеке которого была книга с 323 задачами для этой головоломки.
Методы и приемы
-Игровые задания
-Творческие задания
- Проблемные ситуации и вопросы
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной и речевой активности, формированию креативности, как качества личности у дошкольников, учит совместным действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Вывод
Применяя игровое пособие «Танграм» в своей коррекционно-логопедической работе я заметила, что:
1. Улучшилась связная речь, память, мышление, внимание.
2. Обогатился словарный запас
3. Улучшились контакты как с другими детьми, так и со взрослыми. Дети стали более открытыми.