Эльвира Антонова
Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
«Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Сенсорное развитие – фундамент общего интеллектуального развития детей. Через органы чувств ребенок получает информацию об окружающем мире, формирует представления о себе, о пространстве, узнает о взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Недостаточный опыт сенсорного развития может привести к ложной интерпретации полученной информации и, как следствие, к психофизическим нарушениям. В коррекционной работе с детьми, у которых выявлены психофизические нарушения, следует использовать специальные методы. Один из них – метод сенсорной интеграции.
Публикация «Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В чём заключается метод сенсорной интеграции.
В основе данного метода предположения, что успешность умственного, физического и психического развития детей в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития. Было установлено, что стимуляция базовых чувств: зрительного восприятия, обоняния и вкуса в период раннего развития ребёнка воздействуют на головной мозг и вызывает отклик в виде двигательной реакции. Посредством движений ребёнок исследует отношения, в которых находится его тело и пространство, начинает постигать отношения между предметами, а развитие представлений о предметах и явлениях окружающего мира - это развитие интеллекта. Таким образом, сенсорная интеграция - это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств: осязания обоняния, зрения, слуха, вкуса, вестибулярного аппарата, проприоцепции. Затем интерпретирует и организует полученный ответ в целенаправленную деятельность. То, как ребёнок перерабатывает информацию, сказывается на развитии его чувств, мыслей и действий. Незначительные нарушения в процессах деятельности мозга могут влиять на формирование навыков обучения и общения.
Как организовать работу с детьми.
Сенсорная интеграция, необходимо для движения, говорение и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение. Если в первые 7 лет жизни организации сенсомоторных процессов идёт должным образом, ребёнку потом легче осваивать интеллектуальные и социальные навыки. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Если развитие сенсомоторных процессов нарушено, то у детей наблюдается двигательная неуклюжесть, трудности в различении правой и левой сторон, слишком высокий или низкий уровень активности, расстройства мышечного тонуса, поиск определенных ощущений (в виде гиперактивности). Так же дети могут демонстрировать слабую двигательную координацию, чрезмерную чувствительность к звукам, прикосновениям, трудности концентрации внимания, социальные и эмоциональные трудности.
Использование элементов метода сенсорной интеграции позволит решить целый спектр проблем у детей с особыми образовательными потребностями. Чтобы определить направление коррекционной работы, необходимо провести диагностику с помощью специального сенсорного оборудования.
Тесты для диагностики сенсорной интеграции
Тест № 1 «Ходьба по лестнице»
Тест помогает выявить гравитационную неустойчивость. Попросите ребенка подняться и спуститься по лестнице. Наблюдайте за тем, как он это делает: приставным шагом или поочередно меняя ноги.
Тест №2 «Цапля»
Попросите ребенка развести руки в стороны и встать на одну ногу (для младшего дошкольного возраста). Сделать тоже самое, но с закрытыми глазами – для среднего дошкольного возраста. Развести руки в стороны с закрытыми глазами на ограниченной плоскости или на возвышении (для старшего дошкольного возраста).
Тест № 3 «Ловля мяча, отбивание мяча»
Этот тест позволяет выявить нарушения проприоцептивной и вестибулярной систем – нарушение координации. Детям младшего дошкольного возраста предложите поиграть в мяч – понаблюдайте, ловят ли его руками. Дети среднего и старшего дошкольного возраста должны не только ловить мяч, но и суметь отбить мяч одной рукой от пола.
Тест №4 «Прямая линия»
Тест на выявление нарушения координации. Начертите мелом прямую линию и предложите ребенку пройти по ней (для младшего дошкольного возраста). Для среднего и старшего дошкольного возраста - выполнить это упражнение на возвышенной поверхности с мешочком на голове.
Для дальнейшей работы с детьми необходимо подобрать упражнения с использованием специального сенсорного оборудования.
Примеры упражнений для коррекции психофизических нарушений
Упражнения с утяжеленным одеялом.
Такое одеяло снижает тревожность и позволяет максимально расслабить тело, восстановить функции восприятия себя и своего тела, помогает уменьшить статику и выровнять эмоциональный фон. В процессе телесного расслабления ребёнок чувствует себя в безопасности, что очень важно при работе с тревожными и агрессивными детьми.
Упражнение «Объятия мамы»
Включите спокойную тихую музыку. Накройте ребенка одеялом или полностью заверните его и уложить на ковёр чтобы усилить проприоцептивные ощущения, с легким усилием поглаживайте ребёнка в одеяле.
Упражнения с сенсорным чулком.
Упражнения в сенсорном чулке развивают мышцы, действуют на вестибулярную и тактильную системы ребенка - помогают быть ловким и подвижным. Чулок оказывает давление на руки и ноги, заставляя их сопротивляться - стимулирует проприоцептивную систему.
Упражнение «Дерево».
Предложите ребенку вспомнить, как растёт дерево. Попросите его встать в сенсорный мешок и натянуть его на себя с головой.
Педагог-психолог: представь что ты семечко, я тебя сажаю в землю. Ты изображаешь семечко - садишься на пол, свернувшись в клубочек. Я буду за тобой ухаживать, поглаживать и поливать тебя, а ты будешь медленно подрастать. Когда я тебя поливаю, ты из клубочка садишься на колени, натягиваешь на себя снизу чулок и выпрямляешься в настоящее, большое, красивое дерево.
Упражнения на балансире.
Эффективный тренажер для детей со сниженной активностью вестибулярной системы. Балансир - это деревянная дощечка или пластиковый диск, на котором дети учатся держать равновесие. Неустойчивая поверхность балансира требует одновременно согласованной работы вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и даже аудиальной систем, а также моторной ловкости и координации.
Список литературы:
1.«Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении» /под ред. Ж. М. Глозман. – изд «Генезис», 2017 г
2. Справочник педагога-психолога №9 2018
3. Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методология нейропсихологического сопровождения детей с неравномерностью развития психическихункций.