Анна Сазонова
Метод интервьюирования в работе с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Метод интервьюирования в работе с детьми с ТНР
Один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования – ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. (ФГОС ДО)
Таким образом, формирование коммуникативных навыков – одна из важнейших задач речевого и личностного развития дошкольников. Умение вступать в диалог и поддерживать его, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста вопроса, адекватно высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого, видеть партнёра и понимать его невербальные сигналы, умение слушать собеседника – эти способности должны и могут развиваться в дошкольном детстве.
Публикация «Метод интервьюирования в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
Дети с нарушениями речи имеют свои особенности, влияющие на формирование коммуникативных навыков:
• Низкая речевая активность, страх обратиться с вопросом, робость, стеснительность,
• Трудности в установлении вербального контакта,
• Трудности в удерживании внимания на теме разговора,
• Недостатки звукопроизношения, словарного запаса, связной речи, грамматические ошибки влияют на оформление речевого высказывания.
Для развития у детей с нарушениями речи коммуникативных навыков можно использовать нетрадиционный метод работы – интервью.
Интервью (англ. interview) – это разновидность разговора, беседы
между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.
Применение интервью на занятиях с детьми знакомит их с правилами ведения диалога (дети должны выслушать собеседника, вовремя вставить реплики, вопросы, подходящие по смыслу, продолжить линию беседы).
В то же время в интервью ребенок учится :
• Планировать свою речь;
• Понимать различные ситуации общения;
• Практически усваивать вопросно-ответную форму, что помогает соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания;
• Совершенствовать навыки использования невербальных средств общения;
• Овладеть простыми синтаксическими моделями фраз;
• Вырабатывать и закреплять правильное речевое дыхание при ведении диалога;
• Обогатить словарный запас;
• Устранять аграматичное использование слов в структуре связного высказывания;
• Овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умением пользоваться различными типами предложений.
Метод интервьюирования позволяет детям в эмоционально-психологическом плане:
• Развивать личностные качества;
• Учить преодолевать скованность;
• Быть активным и самостоятельным собеседником;
• Развивать уверенность в себе и своих высказываниях, умение строить диалог и устанавливать эмоциональный контакт, а также культуру общения и речи;
• Устранять избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение вне речи и во время её.
Конечно, работу следует начать со знакомством с этим словом, с профессией корреспондент, с обсуждения правил интервью.
А далее на занятии мы можем смоделировать ситуации:
1. Педагог берет интервью у воспитанников;
2. Дети берут интервью у педагога;
3. Дети перевоплощаются и берут интервью у сказочных героев;
4. Педагог обсуждает с детьми, что бы они хотели узнать у работников детского сада, приглашает на интервью с детьми воспитателей, заведующего детским садом, педагогов, работников детского сада;
5. После изучения темы, знакомства с книгой, в проектной деятельности, педагог поощряет детей задавать вопросы друг другу в форме интервью.
Эта форма работы помогает нам ненавязчиво вводить детей в общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. В результате такой игры в «интервью», дети не только приобретают знание норм речевого общения, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.