жмаева елена
Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы
у детей
старшего дошкольного возраста логопедической группы
п. Целина
Актуальность
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями. Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость.
К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.
…«Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли.» В. А. Сухомлинский
Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.
Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.
Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Задачи:
Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики.
Развивать тактильную чувствительность рук.
Стимулировать зрительное и слуховое восприятие.
Тренировать тонкие движения пальцев рук.
Развивать память, внимание, терпение и связную речь.
Развивать навыки ручной умелости.
Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Участники:
Дети, зачисленные в логопедическую группу, их родители, учитель логопед.
По направленности деятельности участники проекта – практико – ориентированный, групповой.
Этапы реализации:
I Подготовительный этап :
• изучение научно-методической литературы по данной теме: М. М. Кольцовой, Б. И. Пинского, Л. В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; дошкольного возраста;
• Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
• Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
2. Основной этап:
(изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей) .
Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста :
• Работа с детьми по всем образовательным областям:
o индивидуальной работе;
o на прогулке;
o использование нетрадиционных приемов
Заключительный этап:
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта.
По ходу реализации проекта.
. Работа с детьми:
• игры с предметами;
• разного вида шнуровки;
• игры с бумагой;
• игры с крупой;
• игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;
• игры с сухими бассейнами с различными наполнителями;
• выполнение продуктивной деятельности (нетрадиционные техники);
• мозаики, пазлы;
• игры с шариками – массажёрами.
По ходу реализации проекта.
. Работа с родителями:
• анкетирование (выявление компетентности родителей по данной проблеме);
• консультации для родителей: «Приёмы развития мелкой моторики»,
«Игры с предметами домашнего обихода»,
«Пальчиками играем – стишки повторяем»,
«Ум на кончиках пальцев»,
«Речь и пальчики», «Пальчиковые шаги»;
• Консультация «Мелкая моторика рук детей»;
Вывод
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.