ИРИНА КОМАРОВА
Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями
Мир, в котором живет современный ребенок существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
Публикация «Медико-психолого-педагогическим сопровождением детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Поэтому в нашем учреждении особое внимание уделяется организации комплексного медико- психолого-педагогического сопровождения детей. Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка. Под медико-психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему медицинских, психологических, педагогических воздействий, способствующих полноценному развитию детей с особыми образовательными потребностями, преодоление отклонений в развитии и служащих целям их абилитации и реабилитации.
Требования, предъявляемые к качеству образования, как в массовой, так и в коррекционной школе одинаково высоки, а возможности обучающихся различны, в первую очередь, из-за сложности контингента в школе слепых и слабовидящих детей. Наша школа решает не только образовательные и воспитательные задачи, но и восполняет недостатки развития детей с нарушениями зрения, исправляет у них вторичные дефекты, т. е. решает коррекционные задачи.
В школе действует многоуровневая система коррекционно-развивающей работы, которая включает в себя:
I. Комплексная диагностика и консультирование
II. Медицинское направление
III. Психологическое направление
IV. Социально-педагогическое направление
V. Коррекционно-педагогическое направление
В последнее время в школу приходит большое количество детей с нарушением речевой функции. Одним из наиболее тяжелых речевых дефектов является Системное Нарушение Речи. Даже при нерезко выраженном общем недоразвитии речи у учащихся имеются отклонения в формировании всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя, поэтому школьники данной группы испытывают большие трудности в овладении письмом и чтением.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с проблемами в развитии.
Нарушения письменной речи составляют значительную долю среди речевых нарушений, отмечаемых в начальной школе. Они являются серьезным препятствием в освоении учащимися школьной программы. На основе диагностики составляется конкретная программа работы по осуществлению дифференцированного подхода в процессе обучения детей имеющих речевые нарушения.
Мной было обследован дети поступившие в 1-й класс. Результаты проверки были отражены в речевой карте каждого ребенка. 90% имеют речевые нарушения.
Дети были распределены по группам, с фонетико-фонематическоим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи разной степени выраженности, системным недоразвитием речи руководствуясь психолого-педагогической классификацией.
В 2010-11г. речевой нормы среди детей 1 класса достигли только двое учащихся. (Ханевский Саша, Кудрявцева Таня) У детей, не достигших речевой нормы, увеличен риск возникновения дислексии и дисграфии.
По итогам диагностики на каждого ребенка я составляю индивидуальный план коррекционной работы. Коррекционное обучение провожу на основании методических рекомендаций Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович, Л. С. Волковой.
Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:
-Развитие фонематического восприятия
-Развитие артикуляционной моторики
- Исправление нарушенного звукопроизношения
- развитие навыков языкового анализа
- формирование лексико-грамматического строя речи
-развитие навыков словоизменения и словообразования;
-развитие связной речи;
Основными методами работы являются практические; упражнения, игра. Вместе с тем широко использую наглядные и словесные методы
Анализ результатов проделанной работы за первое полугодие показал, что уровень фонематического восприятия у учащихся начальных классов вырос на 20%, артикуляционной моторики на 25%, звукопроизношения на 15%, звуко - слоговая структура слова на 20%, навыки языкового анализа на 25%, грамматический строй речи на 16%, словарь- словообразование на20%, уровень развития связной речи повысился на 24%.
В письменных работах детей встречаются не только ошибки на смешение и замены согласных, но и ошибки, обусловленные недостаточной сформированностыо представлений о звуковом составе слова. Поэтому в процессе коррекционной работы с данной группой школьников сосредотачивается внимание на дополнительной отработке таких принципиально важных для усвоения русского языка программных тем, как "Гласные звуки и буквы", " Согласные: твердые и мягкие, звонкие и глухие", "Слог, ударение", "Обозначение на письме твердых и мягких, звонких и глухих звуков", "Правописание слов с мягкими и твердыми согласными в корне, с непроизносимыми согласными в корне", "Ши-жи, ча-ща" и др., усвоение которых может быть задержано из-за речевого недоразвития.
Основная задача состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения, что осложняет учебно-познавательную деятельность учащихся.
Большую играет совместная работа с учителем класса. Внутри школы коррекционная работа ведется во взаимосвязи со всеми специалистами, организована творческая группа, в которую входят: офтальмолог, дефектолог, психолог, логопед. Совместная работа способствует развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах, повышению качества жизни.