Галина Черских
Развитие навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время складывается такая ситуация: обучение ПДД продолжается на протяжении 5 лет пребывания ребенка в детском саду и в течение 11 лет в школе. Но при этом на дорогах наблюдается безграмотность участников дорожного движения, пренебрежение и нежелание следовать правилам.
Обновление технологий происходит во всех сферах жизни. Введение в детских садах – федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является ярким тому примером.
Публикация «Развитие навыков безопасного поведения на дороге у старших дошкольников в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Этот документ на первое место ставит индивидуальный подход к ребенку и игру. Конечно, это игра, не простая, а поучительная! Из нее дети должны вынести определённый урок, который запомнится им, будет применяться и в нужный момент поможет сохранить жизнь и здоровье.
Образовательную деятельность по обучению правилам дорожного движения осуществляем по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» разработанной кандидатами психологических наук Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой с учетом ФГОС ДО
В соответствии с современными требованиями изменился способ организации детских видов деятельности. Не руководство взрослого, не трансляция педагогом готовых знаний, которые ребенку необходимо запомнить, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка, стоит на первом месте.
Теперь дети решают участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Это не введение вседозволенности и анархии, просто появилась возможность выбора. Это свобода выбора между различными видами деятельности и их содержанием, а не между деятельностью и ничегонеделанием.
Организуя совместную деятельность, не запрещаем общение с другими детьми и перемещение по мере необходимости. Можно обратиться с просьбой, обсудить интересующие их вопросы, получить необходимую помощь, совет.
Возникающие «стихийно» ситуативные разговоры, проблемные ситуации помогают найти ответ на ряд актуальных вопросов.
Через свободное общение проходит процесс освоения навыков безопасного поведения на дорогах, основных понятий дорожного «словаря».
В течение учебного года обязательно готовим проект по ПДД, в котором задействованы дети, педагоги, родители.
В рамках проектной деятельности планируем придумывание детьми рассказов на темы: «Светофор», «Как Незнайка заблудился», «Моя дорога в детский сад» и др.
При чтении художественной литературы предлагаем разные по жанру художественные произведения, а в книжном уголке периодически оформляем выставки детской литературы по этой тематике.
Моделирование и обыгрывание возможных проблемных ситуаций, где дети выступают в роли участников дорожного движения (пешехода, пассажира, целевые прогулки и экскурсии на проезжую часть дают весьма ощутимые результаты.
Большое внимание уделяем организации игр - соревнований: «Знатоки ПДД»; инсценировок: «Мы едем, едем, едем….», «Школа пешеходных наук», «Путешествие в страну Правил дорожного движения», сюжетно – ролевых игр: «Автомастерская», «Заправочная станция», «Автомойка», «Водители и пешеходы», «Парковка», «Регулировщик». На протяжении всего времени обучение превращается в увлекательную игру.
Например, в игре «Путешествие по России» дети побывали в разных городах нашей страны. По дороге туристы «заезжали» в «Супермаркет», на «Ярмарку», в «Аптеку», ходили в «Театр». Везде на дорогах были знаки. Дети узнали, что люди всей Земли договорились иметь одинаковые знаки, чтобы и в другой стране, если они туда приедут, могли соблюдать правила дорожного движения. Во время игр ребята не только закрепляли ПДД, но и учились культуре поведения в общественном транспорте.
Полученные представления дети с удовольствием отражают в изобразительной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
Наряду с традиционными формами и средствами работы по обучению детей ПДД, используем и новые интерактивные формы, среди которых – просмотр агитбригад, подготовленных школьниками начальных классов в рамках партнерского взаимодействия. Проектируем образовательную деятельность с использованием компьютерных развивающих игр. Правильно подобранные видеоматериалы способствуют повышению мотивации детей к изучению ПДД. Наблюдая за детьми, заметили, что общение с ПК вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная.
Заинтересованные родители, благодаря сети Интернет, повышают компетентность в вопросах воспитания, образования и развития ребенка.
Наличие у детского сада собственного сайта предоставляет нашим родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, консультациях специалистов, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
В начале учебного года ежегодно проводим анкетирование родителей: «Знает ли мой ребенок правила дорожного движения?». Это помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.
Активизируем работу по пропаганде ПДД и безопасного образа жизни среди родителей через разнообразные формы:
- размещение информации на стендах, ширмах, в папках-передвижках и ее регулярное обновление;
- подготовка консультационного материала;
-приобщение к чтению познавательной литературы;
-приглашение на встречи с участием инспектора ДПС, врача – травматолога;
-проведение показательных мероприятий, мастер – классов;
-выпуск информационных писем, буклетов, памяток,
- тематические собрания, изучение положительного опыта семейного воспитания;
- организация выставок новинок методической и художественной литературы, игр для занятий с детьми дома.
Родители участвовали в разработке индивидуального безопасного маршрута ребенка «Мой путь в детский сад», оформлении фотостенда «Мы изучаем ПДД», стенгазеты «Новости от Светофорика».
Провели акцию «Детское кресло в каждую машину», в результате которой большинство семей оборудовали свои автомобили специальными детскими удерживающими устройствами.
Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД дают положительный результат, сближают всех участников. Дети с удовольствием исполняют стихи, песни и танцы, разыгрывают инсценировки, отгадывают загадки о дорожных знаках.
Увлекательна и интересна новая форма работы «Семейный мастер – класс», в которой родители знакомятся с игровыми технологиями по обучению детей основам безопасного поведения на улице, обмениваются опытом семейного воспитания по данной проблеме.
Все это позволяет комплексно решать задачи обучения безопасному поведению в дорожной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортной среде.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., СтеркинаР. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., «Детство - Пресс», 2005
2. Гарнышева Т. П. : Как научить детей ПДД? – СПб. : «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2010.
3. Кобзева Т. Г., Холодова И. А., Александрова Г. С. : Правила дорожного движения : «Учитель», 2010.