Наталья Трусенко
Опыт работы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий»
▼ Скачать +Заказ
1. Актуальность.
С введением ФГОС ДО в нашем детском саду приоритетным является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей и в том числе их эмоциональное благополучие. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей. У них агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Наблюдения показывают, что даже самый знающий, самый талантливый ребенок не будет успешным, если имеет низкую самооценку, не умеет выстраивать отношения со своими сверстниками и взрослыми, не умеет вести диалог и отстаивать свою точку зрения, не умеет решать конфликтные ситуации. Главной целью нашей работы является воспитание инициативного, самостоятельного, уверенного в своих силах, открытого внешнему миру, творческого современного человека. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности. Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».
Публикация «Опыт работы „Социально-эмоциональное развитие дошкольников посредством современных игровых технологий“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Концептуальность.
В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.
Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.
Очевидно, что важнейшим фактором, влияющим на его эмоциональное состояние и развитие, является окружающая среда. Развивающая среда должна быть оформлена красочно, вызывать интерес у детей. Все материалы и пособия должны быть красочными, постоянно обновляться, так как всё новое вызывает ещё более устойчивый интерес. Организуя среду у себя в группе, мы были сориентированы на создание не столько предметно – развивающей, сколько эмоционально – развивающей среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально – чувственной сферы.
Одной из отличительных особенностей ФГОС ДО является изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство, а совместная (партнёрская) деятельность взрослого и ребёнка.
Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка. Этапы комплексной работы включают в себя : создание доверительных отношений в группе, использование игр и упражнений сенсомоторного блока, активное использование игр по правилам, эмоциональное насыщение.
В своей практике мы используем различные игры и упражнения:
- игры на сближение, которые помогут преодолеть трудности в общении развитию сплочённости группы. Например: «Волшебный клубочек», «Доброе животное», «Клеевой дождь», «Комплименты», «Дружба начинается с улыбки», «Хорошие новости»;
- разнообразные этюды проводятся под сопровождение музыки, которые формируют положительные чувства и эмоции, способствуют развитию эмпатии, внимания, памяти, мышления, речи;
- игры – массажи с использованием разнообразного материала, дыхательные гимнастики, пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развитию правильной речи,
способствуют притоку крови, тем самым укрепляют растущий организм ребёнка;
- пальчиковая гимнастика, артикуляционные упражнения способствуют развитию мелкой моторики, развитию правильной речи, стимулируют развитие творческих способностей, побуждают фантазию, воображение;
- игры – перевоплощения, игры - имитации создают хороший фон для развития у детей фантазии, развивают актёрские способности;
- элементы драматизации, кукольный театр способствуют развитию актерских способностей;
- графическое изображение эмоций поможет расширить знания об эмоциях
- игры на снижение тревожности, упражнения на расслабление, релаксация формируют положительные чувства и эмоции, воображение.
Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, мы проводим целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.
Помимо совместной деятельности педагога и детей по развитию эмоциональной сферы дошкольников благодаря совершенствованию предметно-развивающей среды и насыщению её играми и пособиями по социально-эмоциональному развитию, выполненных педагогами совместно с детьми и родителями, получили возможность организации самостоятельной деятельности детей в данном направлении.
3. Результативность.
Анализ мониторинга показывает эффективность моей работы с детьми по развитию эмоциональной сферы. Для изучения эмоционального комфорта детей в группе использовалась методика ЦАМ (цветоассоциативная методика). Эта методика выбрана неслучайно, т. К. детям дошкольного возраста трудно выразить свою мысль и чувства вербально, а соотносить понятия с цветовыми карточками не составляет сложностей, ведь мир человеческих чувств раскрашен. Мы предложили детям своеобразную игру: в ответ на любое слово, высказывание, изображение реагировать цветом и они с удовольствием включились в игру. Пропустив через цветовые ассоциации набор объектов на членах группы и подсчитав частоты связей данного объекта с каждым из цветов, мы выявили, что общий показатель по группе по всем основным понятиям находится в зоне эмоционального комфорта, что обусловлено достаточно высоким уровнем общения педагогов с детьми и родителями, учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка в работе, созданной и усовершенствованной в группе развивающей средой. У детей наблюдается снижение уровня тревожности и негативных эмоциональных проявлений, возрастает уровень положительного эмоционального реагирования на происходящее по сравнению с предыдущим годом, повышается уровень эмоциональной стабильности. Считаю проведенную мной работу по развитию и коррекции эмоциональной сферы дошкольников результативной, оптимальной и эффективной.