Равиля Турлина
Математический проект «В мире форм» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, абстрагироваться от конкретных свойств, предметов, классифицировать и обобщать геометрические фигуры – все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Кроме того, развитие практической ориентации в пространстве, моторики, обогащение словаря, связной речи и мышления способствуют коррекции и других недостатков психического развития детей.
Публикация «Математический проект „В мире форм“ для старшей группы» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Введение элементов геометрии в детском саду носит пропедевтический характер. Изложение первых геометрических сведений не копирует собой систематический курс геометрии, где основное внимание уделяется доказательству теорем и установлению логической связи между ними. Наша геометрия – это наглядная геометрия, представляет собой систему многочисленных и разнообразных демонстраций разных фигур, систему упражнений и моделирования геометрических форм из различных материалов.
Одним из основных положений этого проекта является обеспечение развития пространственных представлений и воображения на уровне практических и исследовательских действий, изучение основных линейных, плоскостных и некоторых пространственных геометрических фигур, и формирование на этой базе и элементов конструкторского мышления.
Конструкторские умения включают:
- умение узнавать и выделять основные геометрические фигуры в окружающей жизни, на объектах, рисунках, чертежах;
- умение собрать несложный объект (фигуру, узор) из готовых частей (деталей);
- умение видоизменить (трансформировать) объект;
- умение разделить данную фигуру (объект) на составные части;
- умение изобразить объект (фигуру) на бумаге.
Геометрические фигуры.
Уточнение представления о форме геометрических фигур: простые знания на распознавание (знакомство с рамкой, игра «Закрой окошки», выполнение рисунка из геометрических форм и его закрашивание).
Выполнение геометрического орнамента с помощью рамки.
Квадрат и его распознавание. Получение квадрата методом загибания «от угла». Геометрические орнаменты в квадрате.
Конструирование геометрических фигур из отдельных частей (работа с геометрической мозаикой, наборами «Сложи фигуру»).
Работа с палочками: "Геометрические фигуры".
Технологическая карта математического проекта.
Название математического проекта : «В мире форм».
Тип проекта : познавательно – творческий.
Возраст детей: старшая группа.
Участники проекта : воспитатель, дети старшей группы, родители.
Проблема: «Какой формы предмет?».
Срок реализации проекта : в течение учебной недели.
Цель проекта : познакомить с основными формами окружающих предметов, закрепить знание геометрических фигурах.
Гипотеза: используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала, но и научить детей видеть формы окружающих предметов, сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи проекта : углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах; учить анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы; развивать умение различать модели близких по форме фигур; развивать представление о том, как из одной формы сделать другую; воспитывать любознательность, интерес к фольклору.
Предполагаемые итоги реализации проекта : освоение с детьми математических знаний в области форма и предметов; приобретение конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие; умение слушать и понимать взрослого, действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности; развлечение с детьми, домашнее задание для детей и родителей: создание сборника с загадками и стихами и маски геометрическими фигурами.
1 этап. Разработка проекта :
1. Подбор методической литературы.
2. Подбор материалов для реализации плана проекта : иллюстрации, атрибуты для игровой и продуктивной деятельности и др.
3. Разработка перспективного плана мероприятий по проекту.
4. Доведение до участников проекта важности проведения работы по проекту.
5. Разъяснительная работа с родителями о необходимости работы по проекту.
2 этап. Выполнение плана проекта (перспективного плана проекта).
Мероприятия по решению первой задачи:
Подготовка наглядно – иллюстративного и демонстративного материала. Подбор познавательной литературы. Разработка мероприятий работы с детьми. Подготовка информационного материала для родителей. Подбор художественной и познавательной литературы: Словацкая народная сказка «У солнышка в гостях»; «Сказка о геометрических фигурах». Вместе с детьми разучивание стихотворений: Кожевников А. Ю. «Учим формы предметов», песен и загадок о геометрических фигурах. Разработка познавательно – творческого конспекта. Разработка информационного материала для родителей.
Мероприятия по решению второй задачи:
Накопление и расширение знаний о геометрических фигурах:
Беседы с детьми: «Геометрические фигуры вокруг нас»; «Геометрические фигуры, счет в пределах 6 и обратно»; «О предметах мебели»; «Основные геометрические фигуры».
Работа вместе с детьми над проблемными и частными вопросами:
Проблемные вопросы: «Какие формы предметов нас окружают?» «На какие геометрические фигуры похожи формы предметов?»
Частные вопросы: «Как можно из прямоугольника получить квадрат?»; «Сколько треугольников в одном ромбе»; «Какие геометрические фигуры бывают?».
Разучивание стихов, песен, загадок.
Чтение : Словацкой народной сказки «У солнышка в гостях»; «Сказка о геометрических фигурах»; беседа по их содержанию.
Работа над стихотворениями: Кожевникова А. Ю. «Учим формы предметов»; «Геометрические фигуры», «Учим формы предметов», «Треугольник»; «Квадрат»; «Круг»; «Овал»; «Конус»; «Куб»; «Цилиндр»; «Конус»; «Шар».
Магнитофон, диск с записью песни «Круг» из мультфильма «Смешарики».
Игровая деятельность:
Подвижные игры: «В этом домике 6 этажей», «Сделай фигуру».
Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Форма и количество», «Цвет и форма».
Дидактические игры: «Геометрическая фигура», «Посмотри вокруг», «Разложи фигуры по местам».
Игры с счетными палочками: «Сделай геометрические фигуры».
Сюжетные игры: «Магазин», «В гости к геометрическим фигурам».
Мероприятия по решению третьей задачи:
Выставка детских поделок «Сказочная девочка», «Скорая помощь».
Выставка детских рисунков «Сказочные домики»; «Автобус».
Работа с родителями:
Консультация для родителей о подборе стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника.
Рекомендации родителям - поиграйте с детьми в д/ игры:
1.«Найди предметы геометрической формы» (предложите детям в помещении найти предметы геометрической фигуры);
2. «На что похоже?» (покажите детям геометрические фигуры и предложите подумать и назвать, на что похож, например, овал-на туловище, на воздушный шарик) и т. д.
3 этап - Заключительный этап.
Результат:
Выставка детских поделок «Сказочная девочка», «Скорая помощь».
Выставка детских рисунков «Сказочные домики»; «Автобус».
Конкурс стихов о геометрических фигурах.
Форма презентации :
Выставка детских поделок «Сказочная девочка», «Скорая помощь».
Выставка детских рисунков: «Сказочные домики»; «Автобус».
Развлечение «Путешествие в город геометрических форм».
Вывод:
Гипотеза подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, находить их в окружающей обстановке.
Литература:
1.«Математика и логика для дошкольников» Е. В. Соловьева. 2. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» учебно-методическое пособие Н. А. Арапова-Пискарева. 3. «Игралочка» методические рекомендации Л. Г. Петерсон. 4. Подвижные игры для детей 4-7 лет» Е. А. Сеченова. 4. В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г. 5. В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г. 6. Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
Схема реализации проекта.
Тема математического проекта :«В мире форм».
Возраст детей:старшая группа.
Образовательная область. Виды деятельности
1.
Художественно – эстетическое развитие Рисование: «Сказочные домики», «Автобус».
Аппликация: «Сказочная девочка», «Скорая помощь».
Лепка: «Овощи и фрукты для магазина».
Песни: «Солнечный круг»; «Кубики-рубики».
Песня «Круг» из мультфильма «Смешарики».
Познавательное развитие ФЭМП:
«Счет в пределах 6, образование числа 6, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве».
Социально - коммуникативное развитие:
Беседы с детьми: «Геометрические фигуры вокруг нас»; «Геометрические фигуры, счет в пределах 6 и обратно»; «О предметах мебели»; «Основные геометрические фигуры».
Развивающие игры: «Найди сходство и отличие», «Форма и количество», «Цвет и форма».
Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Посмотри вокруг», «Разложи фигуры по местам».
Игры с палочками: «Геометрические фигуры».
Сюжетные игры: «Магазин», «В гости к геометрическим фигурам».
Проект воспитывает любознательность, внимательное отношение друг к другу. Безопасность на развлечение «Путешествие город математических форм».
Речевое развитие:
Пересказ детьми словацкой народной сказки «У солнышка в гостях» по моделям заместителям.
Чтение «Сказки о геометрических фигурах».
Стихи, загадки – о геометрических фигурах
Заучивание стихотворений «Учим формы предметов» Кожевников А. Ю. и разгадывание загадок о геометрических фигурах.
Физическое развитие:
Подвижные игры: «В этом домике 6 этажей»; «Сделай фигуру».
2.
Работа с родителями.
Консультация для родителей о подборе стихов и загадок о геометрических фигурах для сборника.
Рекомендации родителям - поиграйте с детьми в д/ игры:
1.«Найди предметы геометрической формы» (предложите детям в помещении найти предметы геометрической фигуры);
2.«На что похоже?» (покажите детям геометрические фигуры и предложите подумать и назвать, на что похож, например, овал-на туловище, на воздушный шарик) и т. д.