Марина Гордиенко
Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Математический проект «Интеллектуальные и логические игры в развитие математических способностей у дошкольников»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
В. А. Сухомлинский
Тип проекта :
Познавательно-исследовательский
Групповой, долгосрочный.
Актуальность проблемы:
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике.
Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.
Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.
Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.
Объект исследования – интеллектуальные и познавательные игры.
Предмет исследования – развитие математических способностей дошкольников.
Цель:
• способствовать развитию у детей высокой познавательной активности;
• развивать самостоятельность при выборе игры, проявлять инициативу в деятельности и в общении;
• развивать способность уважать других, соблюдать правила игры;
• подготовленности к жизни и учебе в следующей «социальной ситуации развития» школе;
• поддержать систему непрерывного образования.
Задачи:
• формировать мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
• увеличение объема внимания и памяти;
• формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии);
• развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Ожидаемый результат у детей вырабатывается интерес к самому процессу познания математики;
• воспитанники преодолевают трудности, не боятся ошибок;
• самостоятельно находят способы решения познавательных задач;
• стремятся к достижению поставленной цели;
• смогут переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников через интеллектуальные и познавательные игры в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей.
Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными требованиями.
Формы реализации:
• обучение играм в свободной деятельности;
• учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия,
• досуг с родителями;
• коллективное занятие (свободное участие детей в нем);
• свободные беседы об истории математики, связи математики и разных видов искусства – музыки, архитектуры, декоративно - прикладного искусства, дизайна;
• самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;
• индивидуально-творческая деятельность,
• творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей,
Методы и приемы
• практические (игровые);
• экспериментирование;
• моделирование;
• конструирование.
• сюжетно – ролевая игра;
• игра – драматизация
Материал :
• Дидактические игры : сенсорные, моделирующего характера.
(Пифагор, Танграм и т. д. ,
• Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей : игры головоломки, задачи-шутки, ребусы,
• Игры Воскобовича
• Блоки Дьенеша
• Палочки Кюизинера
Основные средства:
• информирование родителей о задачах и содержании математического воспитания в детском саду и семье;
• участие родителей в работе по развитию математических способностей детей в дошкольном учреждении (математические праздники, конкурсы, развлечения);
• создание обогащенной развивающей среды в группе;
• проведение бесед
• создание игровых ситуаций;
• проведение интеллектуальных игр.
Условия инновационной работы:
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса,
• новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
• большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка.
• необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом.
• при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
Развивающая игра является огромным фактором умственного развития ребенка. (Блонский)
(Игры способствующие развитию мелкой моторики рук, логического мышления, воображения, закрепляют знания цветового спектра.
Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с 2 – 10 лет, игры с логическими блоками позволяют :
* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
* Развивать пространственные представления.
* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
* Развивать речь.
Палочки Кюизенера
С помощью палочек Кюизенера ребенок учится декодировать игру красок, числовые соотношения. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.
Исследовательская деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она не задана взрослым, а строится самим дошкольником по мере получения им новых сведений об объекте.
Главный путь развития исследовательского поведения ребенка – собственная исследовательская практика. Она чаще всего осуществляется в детском экспериментировании. Именно здесь ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения.
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.
В первую очередь необходимо педагогу поставить перед собой задачу научить детей самостоятельно планировать конструктивную постройку, выделять детали конструкции и их пространственное расположение, строить конструкции по словесному описанию педагога (рисункам, фотографиям, схемам). Учитывать индивидуальные желания детей.
Научить родителей конкретным воспитательным и развивающим технологиям, дать советы по преодолению кризисных и ситуативных моментов в процессе воспитания, помочь в освоении новых педагогических знаний и навыков - эти мероприятия важно проводить постоянно и качественно.
Для того, чтобы при общей занятости у воспитателей и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Главная тенденция современного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи – использование активных и интерактивных форм.
Одной из традиционных форм работы с родителями является совместный досуг родителей и детей, где все принимают активное участие в викторинах, конкурсах, играх. Такие мероприятия влияют на формирование познавательного интереса, т. к. привлекают своей не традиционностью, занимательностью, расширяют кругозор, повышают активность детей, заставляют творчески проявить себя.
Еще полтора века назад Д. И. Писарев утверждал, что «математика всегда… остается для детей трудной работой», поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.