Екатерина Ильясова
Математические игры-забавы
▼ Скачать + Заказать документы
Математические игры-забавы
полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Математические игры-забавы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика-царица наук и с этим трудно не согласиться, потому как окружающий нас мир существует в пространстве и времени. Он осязаем, исчисляем, измеряем. Мы используем знание математики каждый день. Всюду мы сталкиваемся с числами (дома, на работе, на улице).
И в будни и в праздники нам приходится выполнять простые и сложные расчёты, не думая о том, что это математические операции. Для развития математических способностей у дошкольников широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что знакомство с наукой проходит в весёлой, занимательной и доступной форме.
Сегодня я предлагаю вам математические игры, в которые возможно играть, не выходя из детского сада (дома, для этого нам предстоит совершить увлекательное путешествие по своей группе (квартире).
Поиграйте с детьми в игру «Найди игрушку».
Спрячьте игрушку, «Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Дети её ищут, найдя, они должны сказать, где она находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
«Шагомеры»
Пусть новая игрушка (приз) в группе достанется тому, кто выиграет спор. В конце групповой комнаты поставить стульчик, на котором лежит приз, та самая игрушка. Соперники задают «цену приза». Что доберутся до приза за 2 шага, 3 прискока и т. д. Если глазомер игроков не подводит, то победитель берет приз.
«Пятый угол».
Предложить детям посчитать, сколько углов в групповой комнате, если углы все заставлены, то для этого прекрасно подойдет прямоугольный или квадратной формы ковёр. Необходимо, чтобы количество игроков было на 1 больше чем углов. Игроки занимают место в углах.
Ведущий посредине ковра читает считалку :«Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре —
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон —
Убежали мышки вон.»
По окончании считалки все меняются местами, а водящий старается занять место в углу. Мы играли даже на веранде, когда вдруг начинался дождь во время прогулки.
«Уберём игрушки»
Проблема, когда дети не хотят убирать игрушки. Превратите это занятие в увлекательное соревнование. Возьмитесь за это дело вместе, кто больше за минуту соберет игрушек, тот и победил. Дошкольники научатся ориентироваться во времени и закрепят количественный счёт, и научатся ценить чистоту и порядок в группе.
«Кастрюльки, стройся!»
Кастрюльки в кукольном уголке (дома на кухне) разные по своему объему и форме могут научить очень полезным навыкам при знакомстве с таким математическим понятием, как объем. А можно поиграть с формочками. Предложите детям следующие манипуляции с кастрюлями-формочками:
-Вложить одна в другую;
-Расставить в порядке возрастания (убывания) размера :от маленькой до большой ;
-Выстроить пирамиду из кастрюлек ;
- Найти пару, одинаковую по объему.
«Найди пару»
Обсудите сначала с детьми, что носят парами: обувь, перчатки, варежки, носки и т. д. Игроки снимают 1 туфлю с ноги и складывают в центре круга, в общую кучу. С завязанными глазами они ищут собственную пару. Кто быстрее обуется, тот и победил. Таким же образом можно искать в общей куче перчатки и рукавицы.
«Колпак мой треугольный»
В игру берётся 1 головной убор. Игроки читают стих и передают друг другу головной убор, одевая его на голову соседу. Кто останется в колпаке по окончании считалки - выходит из игры.
«Колпак мой треугольный,
треугольный мой колпак,
а если не треугольный,
то это не мой колпак»
Можно сразу посчитать, сколько участвует игроков в начале игры, сколько останется через 3 тура и т. д.
Игра - аттракцион «Ряженые»
В короб накладывают много всевозможных вещей из шкафа для «ряжения». Под музыку или считалку короб передают друг другу. По окончании считалки тот, у кого короб- забирает себе 1 вещь. Когда вещи в коробе кончатся, побеждает тот, на ком окажется больше всего вещей. В такой игре помимо веселого настроения появляются у детей навыки количественного счёта.
Игра «Что изменилось».
Кого-нибудь из детей просят в течение минуты запомнить, кто во что был одет, затем просят на минуту его покинуть группу. Взрослый помогает одному или двум детям поменять предметы одежды. Ребенок по возращении, должен назвать, что изменилось. Если ребенок не ошибся, то ведущий и игрок меняются ролями.
Групповая комната, если приглядеться внимательнее, таит в себе множество возможностей развить в ребёнке математические представления, в ней множество предметов разных по форме и величине.
-Предметы можно считать, переставлять местами и задавать ребенку вопросы на внимание, что было и что изменилось.
-Назвать предметы одинаковой формы или размера; найти предметы, похожие на прямоугольник или круг.
Математика может быть весёлой и занимательной без специальных игр и пособий. В непосредственной обстановке можно приобщить дошкольников ко многим математическим понятиям, способствовать их лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к науке.