Светлана Доронина
Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками - всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию.
Речевое развитие детей - одна из центральных задач дошкольного образования.
Публикация «Использование музыкально-игровой технологии Железновых в организации речевой деятельности детей» размещена в разделах
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с нарушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций.
Попробовав эту методику 1 раз – мы решили не останавливаться.
Изучая тонкости и поняв, что данную методику можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности, в игре, на прогулке – подобрали картотеку логоритмики Железновых. Картотеки артикуляционных, дыхательных, зрительных гимнастик. Проводя в 1 младшей группе утренние и бодрящие гимнастики и видя как это нравится детям, как с первыми звуками музыки наши ребята концентрируются и с каким удовольствием выполняют упражнения – мы решили и продолжить подборку и в этом направлении.
А также для родителей проводим беседы и консультации, папки передвижки о влиянии музыки на здоровье детей.
Методы логоритмики стараемся пронести через всю непосредственно образовательную деятельность. Используя методику в различной форме в течение всего дня развиваем обще речевые навыки детей.
Выполняя логоритмические – музыкальные упражнения наши дети занимается в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. А также в доступной и интересной форме развиваем у детей общие речевые навыки : темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формируем координацию движений, ориентировку в пространстве; расширяем словарь детей и многое другое. Сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также представлений об эстетической красоте родной речи.
Занятия с элементами логоритмики осуществляем в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Логопедической ритмике, отводим значительную роль в воспитании дошкольников. Так как на собственном опыте убедились о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи, так как музыкально-ритмическое воздействие на детей проявляется в развитии и совершенствовании личности ребёнка, его функциональных систем, а вместе с тем и в развитии речи.
Зная, что успешность реализации любого направления здоровье сберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества всех педагогов на группе. Поэтому мы стараемся работать в едином направлении поддерживая друг друга.
В результате проводимой работы у наших детей улучшилась концентрация внимания и ее продолжительность. Снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающие воздействие на большинство гипер активных детей. Позволяет раскрепоститься, поверить в себя и свои силы.
Улучшается речевая и сенсомоторная функция организма, повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях, развиваются познавательные интересы ребенка.
Один из ярких примеров это Даша Сушкова. Испытывала большой комплекс-страх перед большой группой незнакомых людей, больших помещений. Проблемой было выйти из группы на музыкальные занятия и занятия в других помещениях сада. Как результат – выступления на различных утренниках, праздниках и также речевое движение.
Способствовало повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и взрослыми, а также психологическому комфорту воспитанников.
Широко известно мнение, что о многих дефектах речи ребёнка судят по достижении 4-5 летнего возраста. Поэтому многие считают, что с возрастом, звуки сами по себе будут произноситься правильно, и не обращают особого внимания на неправильное произношение у детей младшего возраста (2, 3, 4 года). Но это неверно! Необходимо активно помогать процессу формирования звукопроизношения у детей, развивать их координационные навыки, стимулировать речевое развитие через развитие общей и мелкой моторики, артикуляционной гимнастики и гимнастики для дыхания.
Считаем, что занимаясь профилактикой нарушений развития речи детей дошкольного возраста, мы содействуем всестороннему и эстетическому развитию детей.
Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.
Очень важно продолжать прививать детям интерес и любовь к музыке, как важной составляющей здорового образа жизни.