ОЛЬГА АНИЩЕНКО
Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации
Составила: Анищенко Ольга Олеговна
воспитатель МБДОУ детский сад
общеразвивающего вида № 36 г. Ангарск
Публикация «Представление опыта работы „Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей“» размещена в разделах
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно - действенным и наглядно - образным, а не словесно - логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ. Большую помощь в этом оказывает моделирование и модели.
По мнению Л. А. Венгера, «Моделирование - это вид знаково - символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности».
Наглядный метод моделирования, в аппликации в доступной и понятной форме, шаг за шагом дает понять ребенку, как нужно выполнять то или иное действие, так как не перегружен излишней информацией.
Таким образом, целью работы является создание условий для развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста средствами метода наглядного моделирования через нетрадиционные техники аппликации.
Достижение данной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Разработать систему наглядных моделей «Нетрадиционные техники аппликации»;
2. Разработать систему занятий с разнообразными материалами и техниками аппликации для развития мелкой моторики у детей, апробировать систему наглядных моделей;
3. Развивать мелкую моторику кистей рук и тактильное восприятие через нетрадиционные техники аппликации.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук. Достигнуть этого можно путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к сложному.
Технологии наглядного моделирования требуют соблюдения следующих принципов обучения:
- развивающий и воспитывающий характер обучения;
- системность и последовательность;
- наглядность и доступность;
- сочетание коллективной и индивидуальной работы.
Исходя из вышесказанного, были разработаны наглядные модели с последовательным ходом работы. Эти модели - мои помощники. Модели делаю простыми и понятными для детей. Стараюсь в одной наглядной модели показать все основные действия, материалы, инструменты. Так же к модели прикладываю вариант готовой аппликации.
В соответствии с наглядными моделями был подобран материал.
Этапы внедрения в практику работы наглядного моделирования :
1 этап. Знакомство с наглядными моделями. Научить читать модели (в форме познавательной беседы рассматривание готовой наглядной модели с последовательным ходом работы)
2 этап. Самостоятельный выбор материала с опорой на наглядную модель. Воспитанники сами выбирают материал для аппликации: бумага, салфетки, природный материал, вата, крупа и т. д., орудия деятельности: карандаш, клей, кисть, ножницы, и выполняют весь процесс действий, в соответствии с заданной последовательностью.
3 этап. Совместное кодирование информации, самостоятельное придумывание таблиц по пройденному материалу. На данном этапе воспитанники сами могут составлять модель действий для самостоятельного планирования работы.
В ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:
- Объемная аппликация из бумажных салфеток в технике скатывания;
- Обрывная аппликация;
- Аппликация из ватных дисков и ваты;
- Аппликация из крупы, макаронных изделий;
- Аппликация из крупы;
- Аппликация из ниток.
Родители, зачастую не задумываются над тем, что аппликация – это не просто примитивное наклеивание кусочков бумаги, это создание мировоззрения ребенка. Поэтому для родителей нашей группы был проведен мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками аппликации», на котором родители узнали много нового и интересного. И самое главное поняли, что это хороший вариант совместного провождения времени с ребенком, который поможет наладить и укрепить эмоциональный контакт.
В результате проделанной работы, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и обозначая его графически, ребенок (под руководством взрослых, учится самостоятельности, усидчивости, зрительному восприятию плана своих действий. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник аппликации способствует формированию интеллектуальных способностей.
Литература:
1. https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-viktorovna-salova/konsultacija-dlja-roditelei-na-temu-znachenie-netradicionyh-tehnik-aplikaci-v-razviti-detei-starshei-doshkolnoi-grupy.html «Нетрадиционные техники аппликации для детей старшей группы ДОУ»
2. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-netradicionye-vidy-aplikaci-kak-sredstvo-razvitija-tvorchestva-doshkolnikov.htmlМастер-класс «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников»
3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Моделирование
4. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество», Педагогика, 1990г.
5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2006г.
6. Дубровская Н. В. «Аппликация из природных материалов», М. : 2011г.
7. Румянцева Е. «Простые поделки»,2011г.
8. Гульянц Э. К., Базис И. Я. «Что можно сделать из природного материала», Просвещение, 1986г.
9. И. В. Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», 2012 г.
10. Жукова О. «Дошкольный возраст: о ручной умелости», Дошкольное Воспитание № 8, 2008 г.