Анастасия Антонова
Мастер-класс «Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ
«От милосердия - к педагогике, от коррекции - к коммуникации, от традиций - к инновациям!»
Добрый день, уважаемые коллеги. Начать я хотела бы с японской пословицы : «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
Мое кредо: «Помочь ребёнку с нарушением слуха войти в мир, как полноправному творцу и деятелю, используя свой творческий потенциал и познавательную активность».
Публикация «Мастер-класс „Технология развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации с использованием ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2019
В настоящее время для нашего дошкольного учреждения является актуальным накопление практического опыта работы с кохлеарно-имплантированными детьми. Кохлеарная имплантация – это хирургическое восстановление слуха, в ходе которого в улитку внутреннего уха устанавливается специальный прибор. Он стимулирует сохранные структуры слухового нерва, что способствует восприятию звуков. Глухой ребенок с КИ неожиданно начинает слышать разные звуки, но они первое время не несут для него смысла и сливаются в один шумовой поток. В это время важно научить такого ребенка слушать, узнавать и различать звуки окружающего мира.
Использование ИКТ позволяет повысить эффективность такой работы. Это универсальный помощник педагога при проведении интерактивных занятий по развитию слухового восприятия.
Сегодня я вам представлю технологию развития слухового восприятия детей после КИ с использованием интерактивной доски, что является основной педагогической идеей моего опыта.
Цель: показать участникам мастер-класса особенности коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с технологией развития слухового восприятия детей после кохлеарной имплантации через ИКТ
- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых заданий;
- показать практическую значимость использования данной технологии, убедить педагогов в целесообразности её использования.
Материально-техническое и методическое обеспечение:
- мультимедийное оборудование,
- презентация,
- интерактивная доска,
- аудиозапись,
- картинки,
- мозольные инструменты.
Продолжительность проведения: 20 минут.
Целевая аудитория: педагогические работники образовательных учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования.
Основная часть мастер-класса :
В соответствии с современными психолого-педагогическими теориями, исследованиями российских ученых, занимающихся проблемой кохлеарной имплантации (Н. Д. Шматко, Э. В. Миронова, А. И. Сатаева, И. Королёвой и др.) и опытом обучения имплантированных детей доказано, что успешность реабилитации таких детей определяется соблюдением двух основных условий: постоянное нахождение среди нормально слышащих и говорящих детей и взрослых; обеспечение систематической коррекционной помощи.
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: развитие неречевого слуха - (восприятие природных, бытовых и музыкальных шумов и т. д.) и развитие речевого (фонематического) слуха.
Для развития слуха и речи детей мы используем «слуховой метод», который предполагает общение ребенка с окружающими говорящими детьми и взрослыми в течение всего дня.
Согласно методическим рекомендациям Инны Королевой звуки и речевой материал отбираются по 3 критериям (основа спонтанного развития слуха и речи).
1. Коммуникативные критерии – в первую очередь подбираются звуки, слова, предложения необходимые ребенку для ориентации и общения в ежедневных ситуациях.
2. Акустические критерии – звуки и речевые сигналы подбираются по группам, позволяющим сформировать базовые навыки слухового анализа звуков и речи как звуковых сигналов, а также восприятия и контроля собственного голоса и произношения.
3. Мотивационные критерии - подбираются звуки и речевой материал, представляющие особое значение для ребенка на основании учёта его возраста и индивидуального интереса.
Вокруг ребенка после КИ появляется множество различных звуков, которые окружают его на улице, дома и в детском соду. Как же ему в них разобраться? Для этого целесообразно использовать в коррекционно-развивающей работе игровые занятия с применением ИКТ.
Например, игра «Кто пришел?»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия и дифференциация звуков на слух
Ход игры: На экране появляются три сказочных героя, каждый из них издает своеобразный стук характерный только для этого персонажа. Ребенок подслушивает каждый из звуковых сигналов и определяет кто из персонажей издал данный звуковой сигнал.
Следующая игра, которая предлагается вашему вниманию, называется «Угадай, кто подает голос?»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия с помощью имитации различных звуков животных и насекомых.
Ход игры: перед детьми появляется ряд картинок с изображениями животных, насекомых и воспроизводится звукоподражания соответствующие каждой из них. Детям дается задание запомнить и определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением, после ответа ребенка на экране появляется картинка с правильным ответом.
Игра: «Высокий - низкий звук»
Цель: научить ребенка различать звуки по высоте, сформировать представление о высоте звуков.
Ход игры: на экране появляются две стрелки вверх-указывающая на высокий звук и в низ указывающая на низкий звук, перед началом игры педагог объясняет значение каждого и приводит примеры. Далее, ребенку предлагается самостоятельно определить какой по высоте звук он услышал.
Игра «Тихо – громко»
Цель: сформировать у ребенка навыки сравнения и оценки громкости звуков, развитие слуховой памяти.
Ход игры: на экране появляются значки тихо и громко, перед началом игры педагог объясняет значение каждого из значков и приводит примеры. Далее, ребенку предлагается самостоятельно определить какой звук он услышал, тихий или громкий.
Игра «Один – много».
Педагог предлагает послушать и определить сколько музыкальных игрушек звучит.
Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.
Ход игры: на слайдах появляются парные картинки с музыкальными инструментами (барабан — барабаны, бубен – бубны, колокольчик — колокольчики, погремушка — погремушки, металлофон — металлофоны, маракас — маракасы) и звучание одной из них. Нужно определить на слух сколько музыкальных инструментов он услышал, один или много.
Главным критерием оценки моей деятельности я считаю положительную динамику развития ребенка.
Применение ИКТ в коррекционно-развивающем процессе обучающихся с КИ направлено на переход детей на естественное развитие коммуникации, речи и получение ими дальнейшего образования как слышащие сверстники. Это является результатом реализации педагогической идеи.
Мониторинг слухового восприятия детей осуществлялся с помощью наблюдения за деятельностью детей во время занятий. Анализ наблюдений позволил выявить положительные тенденции в развитии слухового восприятия детей. Они выражаются в том, что:
Повысился интерес детей к звучащему миру, экспериментированию и импровизации при помощи звуков окружающей действительности и превращение этих звуков в образы.
Дети проявляют активный отклик к шумовому, звуковому и музыкальному миру, адекватно реагируют на их звучание.
Если внедрить мой опыт в систему работы другого педагога, то возможно эффективное развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Педагоги смогут использовать приобретённые знания в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.