Екатерина Буланова
Консультация «О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников
Психическое развитие дошкольника тесно связано с чувственным познанием окружающего мира. Процесс отражения его звуковых свойств и формирования звуковых образов лежит в основе слухового восприятия, которое дает возможность «озвучить» происходящее, обогатить представления о свойствах предметов и явлений жизни, развить речь. Слуховое восприятие — это прежде всего средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Уже на ранних этапах развития слуховые реакции ребенка носят ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни он более активно реагирует на голос человека, в первую очередь матери. По мере развития слухового восприятия формируются понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка.
Публикация «Консультация „О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие навыка слухового восприятия речи представляет собой сложный процесс, который неразрывно связан с развитием всей познавательной деятельности ребенка, накоплением им жизненного опыта, усвоением языка, формированием произношения.
Большое значение для эмоционально-эстетического развития ребенка имеет музыка, восприятие которой также базируется на слуховой основе.
Однако не всегда процесс формирования слухового восприятия протекает естественно, спонтанно. Иногда у детей дошкольного возраста отмечается недостаточный уровень развития слухового восприятия. Степень выраженности отклонений может быть различной: от плохого слухового сосредоточения до тяжелых нарушений. Это может быть обусловлено различными причинами:
• возрастными особенностями формирования слухового восприятия;
• педагогической запущенностью, дефицитом общения с ребенком;
• эмоциональными, интеллектуальными, речевыми нарушениями;
• физическими нарушениями органа слуха и его функции, снижением слуха.
Проявления отклонений в развитии слухового восприятия могут быть различными.
Некоторые дети испытывают трудности слухового внимания и сосредоточения.
Они не реагируют на тихие звуки, не выделяют одни звуки на фоне других. У них могут отмечаться замедленные реакции на различные бытовые звуки. Эти дети плохо сосредотачиваются на звуковой стороне речи, вследствие чего тогда не различают близкие по звучанию слова, переспрашивают; неадекватно понимают читаемые взрослым тексты из-за неправильного или неточного восприятия на слух отдельных слов (чаще всего предлогов и других служебных слов, невнимания к эмоциональной стороне речи. Определенные проблемы возникают в процессе восприятия музыки : ребенок не сосредотачивается на ее слушании, и она не оказывает на него должного эмоционального и эстетического воздействия.
Другие дети испытывают трудности слухового восприятия устной речи, связанные с несформированностью фонематического слуха, т. е. способности точного различения звуков речи. Нарушения фонематического слуха обусловливают неточность восприятия слов, близких по звуковому составу и похожих по отдельным фонетическим признакам: глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сложными для дифференциации и воспроизведения оказываются шипящие и свистящие. Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виденарушений звукопроизношения;ребенок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте — чтению и письму.
Наиболее тяжелые отклонения в развитии слухового восприятия связаныс нарушениями слуха. Некоторые из них могут быть временными, другие носят стойкий характер.
Временные или кондуктивные нарушения слуха возникают при воспалении среднего уха (отит, простудах, наличии серных пробок, дефектах слуховых проходов, барабанных перепонок и т. д. Они поддаются лечению, результатом которого является восстановление слуха.
Стойкие или нейросенсорные нарушения слуха связаны с поражением внутреннего уха вследствие инфекционных заболеваний, перенесенных матерью во время беременности, родовых травм, инфекционных заболеваний самого ребенка (корь, краснуха, скарлатина, паротит и др., наследственных нарушений слуха и др.
Степень снижения физического слуха может быть различной — от легкой тугоухости до глухоты. Дети с нарушениями слуха воспитываются в дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей, а некоторые посещают массовые детские сады.
Здесь не рассматривается проблема организации специальной коррекционно-педагогической помощи глухим и слабослышащим детям, а затрагивается лишь вопроссоздания необходимой коррекционно-развивающей среды в процессе воспитания и обучения в условиях дошкольного учреждения. Для правильной ее организации воспитателям прежде всего следует знать, нет ли у детей их группы отклонений в развитии слухового восприятия. А для этого необходимо наладить общение с родителями, которые могут дать нужную информацию о развитии ребенка. Родители обычно сами делятся тревогами по поводу его поведения дома: их волнует то, что ребенок не сосредоточен, не внимателен, не выслушивает до конца обращения взрослых, плохо понимает прочитанное, смешивает разные слова и т. д. Все это может быть обусловлено проблемами в слуховом восприятии речи. Особенно важно прислушиваться к информации родителей о ребенке после перенесенных им заболеваний («ребенка беспокоят боли в ухе», «стал хуже (плохо) слышать» и т. п.). Такие состояния могут являться следствием воспалительных заболеваний среднего уха и приводить к временному снижению слуха.
Воспитатель и сам наблюдает за состоянием слухового восприятия детей, уточняет свои выводы, наблюдая за их общением между собой и со взрослыми в свободной деятельности, на занятиях, особенно по развитию речи и музыкальному воспитанию.
Своевременно заметив проблемы в развитии слухового восприятия, воспитатель может посоветовать родителям обратиться к врачу-отоларингологу или сурдологу для выяснения причин, обуславливающих эти отклонения.
Итак, развитие слухового восприятия является одной из важных задач познавательного развития дошкольника, служит основой формирования речи и коммуникации, является средством регуляции поведения ребенка. Поэтому работа по развитию слухового восприятия должна включаться в различные виды деятельности детей, а также проводиться в виде специальных игр и упражнений на всех видах занятий.
Для проведения коррекционно-педагогической работы по развитию слухового восприятия важно создать определенные условия. Развивающая предметная среда в группе должна включать музыкальные игрушки, звучащие сюжетно-образные игрушки, дидактические игры со звуковыми сигналами, аудиокассеты с записями художественных текстов и детских песен. Однако само по себе наличие звучащих предметов и игрушек в группе ничего не значит. Одна иззадач воспитателя — научить ребенка слушать звучание предметов, природы, улицы. Эта работа должна быть тесно связана с познанием окружающего, формированием звуковых образов предметов и явлений, обогащением сенсорного развития ребенка. Звук как изолированное явление в природе не существует: он связан с определенным объектом, поэтому восприятие звучания предметов должно сочетаться с другими видами восприятия.
Развитие слухового внимания к окружающим звукам и понимание ребенком их значения необходимо обеспечивать прежде всего в повседневной жизни — в быту, на прогулках. Воспитатель может предложить детям послушать звуки «вокруг» : шум транспорта, стук и скрип двери, голоса людей, шелест листвы, пение птиц, жужжание пчел и др.
Важное познавательное значение имеет уточнение звучаний бытовых приборов: пылесоса, фена, кофемолки, чайника и др. Важно не только послушать эти звуки вместе с детьми и рассмотреть приборы, но и уточнить, о чем свидетельствует их звучание (в комнате идет уборка, дети собираются пить чай).
Старших дошкольников можно познакомить с различными предупреждающими сигналами, уточнить, чем обусловлена их необходимость: шофер предупреждает пешехода о приближении машины, машинист сигналит о приближении поезда и т. д.
Для развития слухового восприятия важным представляетсяпроведение режимных моментов, игр и занятий в обстановке, исключающей постоянный шум (сигналы транспорта, громкая речь, который приводит к слуховому напряжению, рассеиванию внимания и появлению усталости (в некоторых случаях это вызывает расстройства сна). Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, вызывают также неожиданные и непривычные звуки.
В процессе общения с детьми необходимо внимательно выслушивать их, не перебивая даже в случае ошибок в речи. Положительное значение может иметь ненавязчивая установка на слушание: «Послушай внимательно, что я (дети) говорю (говорят)»; «Выслушай до конца»; «Дома расскажешь маме, о чем мы сегодня говорили». Такие напоминания о необходимости вслушивания в речь очень важны в процессе различных видов деятельности (когда ребенок должен понять правила и содержание игры, конструирования, рисования, особенно — на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и рассказывания). Воспитатель при этом фиксирует внимание не только на том, о чем говорят окружающие, но и как они говорят.
Важным условием развития слухового восприятия речи являетсясоблюдение норм русского литературного языка. Кроме того, воспитатель не должен говорить очень громко, и, наоборот, очень тихо, так как длительное сосредоточенное прислушивание утомляет детей. Воспитателю следует помнить : его речь является образцом для подражания.
Упражнения и игры по развитию слухового восприятия имеют различную направленность. Например, игры и упражнения, обучающие детей воспринимать интенсивность звуков, определять их направление и удаленность, длительность, высоту, темп и количество звучаний. В них звук регулирует движения детей, перемещение в пространстве, определяет темп и ритм движений. Это игры, цель которых —научить быстро реагировать на имя или неречевые звуки (звучание барабана, бубна, колокольчика и др. ,оценить расстояние до источника звучания, реагировать на речь нормальной громкости и на шепот (игры «Что звучало?», «Где звенит (стучит, шуршит, играет?», • Часовой», «Жмурки» и др.).
Существенное значение для речевого развития, и прежде всего для формирования звуковой стороны речи, имеет углубление фонематического слуха : умения воспринимать звуки в слове, их количество, последовательность («Кто больше назовет слов со звуком.»; «Поймай рыбку»; «Кто внимательный»; «Кто в домике живет», определять место и роль ударения («Найди пару», количество и последовательность слогов («Магазин», «Телеграф») и др. Эти игры проводятся на занятиях по развитию речи, в процессе чтения и обсуждения прочитанного, бесед с детьми.
Особо важное значение при проведении таких игр имеет строгое выполнение методических требований.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по развитию слухового восприятия у детей может стать также средством их умственного воспитания, способствовать развитию представлений об окружающем, формированию речи и коммуникативных способностей, обогащению эмоциональной стороны жизни.
Можно сказать, что развитое слуховое восприятие ребенка дошкольного возраста во многом предопределяет формирование у него социально-личностных качеств и адекватного поведения в обществе.